Черноморские проливы
Содержание:
- Русские у стен Константинополя
- Турция должна «заплатить высокую цену»
- История пролива
- История изменения статуса проливов
- История названия
- География
- Пролив Дарданеллы сегодня
- География
- «Не уступить Ататюрку»
- Сбросить «проклятие проливов»
- Положения Конвенции Монтре
- Можно ли закрыть проливы в обход Конвенции
- Греческий проект
- Подступиться к проливам
- Парижский договор 1856 года
- «Дружеская Турция»
Русские у стен Константинополя
Неудачная попытка решитьвосточный вопрос» в 1853 году заставила Россию на некоторое время забыть про Турцию. Но спор двух империй — молодой и сильной, и старой и немощной — не мог закончиться миром.
В русском обществе нарастали симпатии к славянам, жившим под гнётом мусульманских завоевателей, официальный Санкт-Петербург желал получить реванш за Крымскую войну и восстановить престиж русского оружия. Всё это послужило причиной новой войны с Турцией в 1877 году. А поводом для начала боевых действий стало жестокое подавление турками болгарского восстания.
Летом русские форсировали Дунай и вскоре подошли к Балканскому хребту. Началась осада Плевны — ключевого элемента османской оборонительной позиции. К декабрю Плевна пала, и русская армия устремилась на равнины Болгарии. Авангардом командовал прославленный генерал Михаил Скобелев.
Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе»
8 января был взят Адрианополь, затем войскабелого генерала» подошли к окрестностям Константинополя. Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич предлагал немедленно занять турецкую столицу и проливы, но, как всегда, вмешалась Англия. В феврале британский флот вошёл в Мраморное море, а Лондон и Вена объявили: дальнейшее продвижение русских неизбежно приведёт к конфликту.
От мысли занять древнюю столицу Византии вновь пришлось отказаться.
Турция должна «заплатить высокую цену»
Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Чёрное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье. Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным. Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за своё двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…
История пролива
В древние времена пролив назывался Геллеспонтом (Море Геллы). Согласно древнегреческой мифологии, Гелла спасаясь от мачехой Ино вместе со своим братом Фриксом, упала со спины летающего барана с золотой шерстью в водах пролива и утонула. Позже пролив получил новое название от имени Дарданоса, сына Зевса, основателя города Дардания на горе Ида находящейся недалеко от пролива. Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны. Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов. Позже, в мае 334 г. до н. э. Александр Македонский, преодолел Геллеспонт, высадившись в районе легендарной Трои и начал свой знаменитый поход в Азию.
- Дарданеллы и город Чанаккале – вид с Галлиполийского полуострова
- Пролив Дарданеллы (Геллеспонт) на карте
Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива, Мехметом II. Завоевателем, были построены две крепости. Крепость Чименлик – на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре). Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе “замок моря”) построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя “Нусрет” который швартован рядом с крепости у музейного причала.
- Крепость Килитбахир расположена на европейском берегу
- Крепость Чименлик и минный заградитель “Нусрет”
История изменения статуса проливов
Вопрос о контроле над проливами Босфор и Дарданеллы поднимался с незапамятных времен. В 219 году до н. э. Византия и Родос стали первыми государствами, официально определившими режим этих стратегических объектов. Согласно договору, в проливах провозглашалась свобода торгового мореплавания.
В 1453 году под натиском турок-османов пал Константинополь, столица Византии, и побережье Черного моря оказалось в руках султана Мехмеда II. Со временем турки стали воспринимать Босфор и Дарданеллы как «исконное право Порты» и использовали их в качестве козырной карты при ведении переговоров с иностранными державами.
Проливы для России всегда были важным стратегическим объектом, но захватить их силой она не решалась, это было чревато войной не только с османами, но и с Европой. Применяя различного рода дипломатические и политические ухищрения, Россия старалась получить право на свободный проход торговых судов через проливы, одновременно ограничив маневры вражеского флота. В итоге к началу XIX века российский торговый флот свободно передвигался через проливы.
В 1833 году был заключен Ункяр-Искелесийский договор о мире, дружбе и оборонительном союзе с Турцией, выгодный для России, но ущемляющий интересы других государств. По секретной статье документа Босфор и Дарданеллы были закрыты для военных кораблей западноевропейских держав в обмен на помощь султану в случае начала турецко-египетского конфликта.
Усилиями европейской, прежде всего британской, дипломатии он действовал недолго. Уже после окончания второй турецко-египетской войны 1838-1840 годов европейские державы взяли на себя обязательства по защите Блистательной Порты от нападения египетского флота в обмен на разрешение ввода собственных военных судов в Черное море.
История названия
В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».
Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.
География
Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?
Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв
Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение(мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.
На ту же тему Угнаться за прогрессом: реформы флота великого князя Константина Николаевича
Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.
Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.
Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование.Шарлемань»(машина в 120 лошадиных сил) сВальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабльСанспарейль»(500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный(650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегатГомер» отбуксировалИену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкорНаполеон»(450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагманВиль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.
Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже безнагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование дляНаполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.
Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы(по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.
Пролив Дарданеллы сегодня
Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:
- Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
- Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
- В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
- При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.
Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.
География
Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?
«Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв
Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение (мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.
То есть условный корабль, зашедший из Чёрного моря в Босфор, будет плыть по направлению к Мраморному морю даже без парусов и без иных движителей. Напротив, корабль, двигающийся в Чёрное море, вынужден будет преодолевать это течение.
Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.
Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.
Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование. «Шарлемань» (машина в 120 лошадиных сил) с «Вальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабль «Санспарейль» (500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный (650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегат «Гомер» отбуксировал «Иену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкор «Наполеон» (450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагман «Виль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.
Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже без «нагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование для «Наполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.
Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы (по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.
«Не уступить Ататюрку»
Завершить строительство канала «Стамбул» планируется к 2023 году, когда страна будет отмечать столетие Турецкой республики. Протяжённость водной артерии составит 43 км, ширина нового канала — порядка 400 м, а глубина — около 25 м. «Стамбул» будет проложен параллельно Босфору и станет его альтернативой. В сутки по каналу смогут проходить 150—160 грузовых кораблей — столько же, сколько сейчас пропускает Босфор. Как пояснили ранее в турецком правительстве, ключевой целью строительства является снижение нагрузки на Босфорский пролив, который сейчас с трудом справляется с потоком идущих через него грузов.
Новый канал будет вписан в городскую инфраструктуру: на его берегу планируется построить современные жилые комплексы, к которым будет проведено метро. По информации турецких СМИ, недвижимость, расположенная в районе будущей стройки, уже значительно выросла в цене. В рамках проекта также планируется построить новый порт.
Идея построить дублёр Босфорского канала не нова, отмечают эксперты. Впервые эта мысль была озвучена ещё в XVI веке во время правления султана Сулеймана Великолепного. Правитель даже поручил известному архитектору Османской империи Мимару Синану разработать проект будущей стройки. Однако на воплощение замысла в жизнь тогда не хватило ресурсов.
Возвращались к идее строительства канала и другие турецкие правители, но каждый раз всё ограничивалось лишь обещаниями и планами. В начале 1990-х о необходимости расширить транзитные мощности Босфора заговорил лидер Демократической левой партии и бывший премьер-министр Турции Мустафа Бюлент Эджевит. Эрдоган впоследствии подхватил эту идею. Партия справедливости и развития (АКП), лидером которой является действующий президент Турции, начала изучать перспективы этого проекта ещё в 2009 году, а в 2011-м о намерении построить канал «Стамбул» объявил сам Эрдоган, выступая на предвыборном митинге.
- Реджеп Эрдоган
- Reuters
Однако в стране есть и противники строительства канала. В частности, экологи предупреждают о том, что водная артерия может разрушить экологический баланс в регионе и привести к повышению уровня сероводорода в Мраморном море. После того как солёные воды Мраморного моря окажутся разбавлены водой из Чёрного, Мраморное море может зацвести, считают специалисты.
Для жителей Стамбула это грозит обернуться постоянным неприятным запахом, а для экосистемы — гибелью отдельных видов морской фауны. Канал может оказать влияние даже на впадающие в Чёрное море реки (Дунай, Днепр и Днестр), так как море начнёт быстрее терять свои воды, предупреждают учёные. Ещё одна возможная проблема — сокращение источников пресной воды. В частности, на пути будущего канала лежит водохранилище Сазлыдере, снабжающее водой 13 районов Турции.
«В 1923 году Кемаль Ататюрк провозгласил Турецкую республику. Сегодня Эрдоган хочет продемонстрировать, что он и его партия не уступают Ататюрку и способны подарить народу большие проекты. Кроме того, на инфраструктурные проекты возлагаются большие экономические надежды — расчёт на то, что они позволят справиться с безработицей и подтолкнут экономический рост», — отметил в интервью RT эксперт Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
Также по теме
Строительство «тюркского мира»: как Анкара усиливает своё влияние на постсоветских территориях
Встреча министров обороны Турции и Узбекистана завершилась подписанием протокола о сотрудничестве двух государств в области военного…
Строительство канала не единственный грандиозный проект Эрдогана. Так, в 2017 году стартовало строительство подвесного Дарданелльского моста, длина которого составит 3,7 км. К 2022 году мост соединит города Лапески и Гелиболу и станет самым длинным подвесным мостом в мире.
Ранее уже были введены в эксплуатацию железнодорожный и автомобильный тоннели под Босфором, оба проекта включены в стратегию развития турецкой экономики до 2023 года. Стоимость строительства железнодорожной подземной ветки составила порядка $4,8 млрд, для возведения автомобильного тоннеля было привлечено $1,2 млрд частных инвестиций.
Кроме того, близится к завершению строительство третьего международного аэропорта — он будет введён в эксплуатацию уже осенью текущего года. Всего в рамках правительственной «Стратегии-2023» запланирована реализация 30 крупных инфраструктурных проектов.
Сбросить «проклятие проливов»
Взгляд на проливы, как ключ к Чёрному морю, разделял и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Ещё в начале 1930-х годов в беседе с адмиралом Исаковым он говорил: «Что такое Чёрное море? Бутылка. А пробка не у нас…». Именно тогда — сознавая уязвимость русских позиций на Чёрном море (и на Балтике) — Сталин решил создавать Северный флот. Чтобы хотя бы через арктические трассы иметь свободный выход в Мировой океан. Правда, в 1936 году была Заключена международная конвенция в Монтре (действующая до сих пор). Эта конвенция устанавливала ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Нечерноморским государствам (Англии или, к примеру, США) было разрешено отправлять в Чёрное море только лёгкие надводные корабли. Причём общий тоннаж этих кораблей, единовременно находящихся в Чёрном море, не должен был превышать 30 тысяч тонн (а судов одной из держав — 20 тысяч тонн). Военные суда Турции, СССР и других стран, имеющих выход к Чёрному морю, — могли передвигаться через проливы без всяких ограничений. Но все же и в таком виде статус проливов не устраивал Сталина. Потому что конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами. То есть Турция в любой момент могла закрыть проливы — как бы это было неудобно и как бы это ни нравилось Советскому Союзу. Кроме того, контроль за тоннажем чужестранных судов, входящих в Босфор, опять же был делом «доброй воли» турок. Стоило туркам рассориться с Советами — как они могли позвать к себе на подмогу сколько угодно вражеских кораблей, наплевав на все конвенции. Сталину такая ситуация не нравилась. Но пока приходилось терпеть, ожидая подходящего случая, чтобы сбросить с себя это «проклятие проливов». Подходящий случай, как казалось, представился в конце Второй мировой войны — в 1945 году…
Положения Конвенции Монтре
Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.
Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.
Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.
Можно ли закрыть проливы в обход Конвенции
— Есть ли у Турции возможность, не нарушая Конвенцию, но и не объявляя России войну, закрыть для нас проливы на достаточно продолжительное время? Например, объявив медицинский карантин или инсценировав ЧП на фарватере, последствия которого надо будет долго ликвидировать: разлив нефтепродуктов, угроза экологии и т.п.?
Иван Анисимов, в прошлом — пловец ПДСС (противодиверсионные силы и средства) и рулевой-сигнальщик атомной подводной «Щуки» проекта 671РТМК:
— Карантин, по Конвенции, не повод для запрета прохода проливами. Там по статье 3 идет просто требование принять на борт санитарных надсмотрщиков при проходе. Если же говорить о ЧП… В случае ЧП придется перекрывать проливы для всех. Или придется признать, что упомянутое ЧП опасно только для российских судов, что есть нонсенс.
Евгений Ирза, капитан 1 ранга запаса, в прошлом — командир 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота:
— При желании турки, конечно, могут сделать всё, что угодно. Не объявляя войны, закрыть проливы, придумать какую-то экологическую катастрофу и т.п. Но нужен правдоподобный веский повод. Если «катастрофа», то такая, чтобы была «опасна» для всех, а не только для России. Ведь что значит перекрыть фарватер? Это значит, что никто не пройдет. А как тогда быть с проходом кораблей НАТО в Черное море?.. Нет, если решат закрывать, то, скорее, с помощью юридической казуистики.
Павел Вишняков:
— Я бы разделил ответ. С одной стороны, торговые суда могут быть ограничены в проходе в случаях необходимости обязательной остановки у санитарной станции и приема на борт санитарного надсмотрщика. Легко можно представить ситуацию, когда таковых не окажется в наличии, о чем вежливо будет сообщено по 16-му каналу. В случае сомнения в чистоте санитарного патента или обоснованности санитарной декларации, время можно затянуть до бесконечности, несмотря на упоминание в тексте статьи 3 «максимально возможной быстроты» санитарного осмотра.
С другой стороны, есть несколько условий беспрепятственного прохода военных кораблей. Не будем останавливаться на ограничениях суммарного тоннажа и количества кораблей, одновременно находящихся в проливах (до девяти) — при современном состоянии ЧФ нарушить эти ограничения практически невозможно. Основным условием, выполнение которого обязательно и строго отслеживается турками, является своевременное и полное предуведомление турецких властей о проходе. Оно подается дипломатическим путем и содержит сведения о месте назначения, названиях, типе и количестве кораблей, а также дате прохода в первоначальном направлении, а если возможно — то и при возвращении. Изменение даты прохода должно быть предуведомлено не менее чем за три дня.
Дата прохода действует в течение пяти дней, то есть, объявив дату прохода 10 декабря, мы можем пройти и 11, и 12, и 13, и 14 декабря. При подходе к проливам начальник отряда без остановки уведомляет станцию о точном количестве кораблей отряда. При проходе кораблям запрещается использовать авиацию и превышать время прохода. В случаях наличия на борту чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы необходимые профилактические меры должны применяться судовыми средствами, которые исключают возможность заражения проливов.
Греческий проект
На протяжении XVIII столетия Российская империя много воевала с Турцией, причём с каждым разом всё более успешно.
В 1774 году закончилась одна из самых удачных кампаний. Её результатом стал полный разгром османов и дальнейшее присоединение Крыма в 1783 году. Столь выдающиеся успехи заставили русскую элиту, и прежде всего императрицу Екатерину II вместе со светлейшим князем Потёмкиным, задуматься о будущем мира после раздела Османской империи — турок уже не воспринимали как серьёзного противника.
Так появился Греческий проект, предусматривающий восстановление Византийской империи. Во главе нового-старого государства должен был встать Константин — внук Екатерины, родившийся как раз после победоносной войны и получивший доселе не встречающееся в доме Романовых имя.
Чтобы уменьшить противоречия между тремя державами — Священной Римской империей, Россией и Византией, на границе трёх стран планировалось создать буферное государство, чьё имя — Дакия— воскрешало события античной истории.
Греческий проект в представлении Екатерины II
Реализовать Греческий проект помешали смерть союзника и друга Екатерины II — австрийского императора Иосифа II, революция во Франции, смешавшая карты на столе европейской политики, и непримиримая позиция Великобритании. Лондон готов был начать войну, лишь бы не видеть русских на Босфоре.
Отголоском борьбы за проливы, демонстрирующим страх жителей Альбиона перед усиливающейся Россией, стала известная английская карикатура 1794 года, где дьявол преподносит Екатерине свои подарки — Варшаву и Константинополь.
Подступиться к проливам
К концу Второй мировой войны у СССР накопилось к Турции немало претензий. Многие исследователи уверены, что Москва имела и основания, и возможности, чтобы решить турецкий вопрос в свою пользу, то есть возвратить утраченные территории Российской империи и установить контроль над проливами.
Бывший подполковник КГБ Игорь Атаманенко утверждает, что на совещании Политбюро, состоявшемся сразу после Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 г.), Сталин четко заявил о необходимости вернуть в состав СССР армянские территории, захваченные в свое время Турцией. Атаманенко ссылается на рассказ легендарного разведчика Геворка Вартаняна, который в свою очередь слышал его из уст своего отца разведчика-нелегала Андрея Вартаняна, близкого к партийной элите.
По словам Атаманенко, Сталин настаивал на присоединении к советской Армении всей Карской области с плодороднейшими землями Армянского нагорья. Вождь рассчитывал, что сил трех армий будет достаточно, чтобы совершить победоносный марш-бросок от иранской границы до Стамбула, освободив тем самым территории, которые входили в состав России до 1917 года. «Пора положить конец разграблению нашего братского народа!» – воодушевлял собравшихся верховный главнокомандующий.
Вторая претензия Сталина к Турции касалась проливов. Вождь сетовал на то, что Анкара превратила Черноморскую акваторию в свое внутреннее море, полностью перекрыв Советскому Союзу проход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. При этом проливами беспрепятственно пользовались немецкие и итальянские суда, доставлявшие много проблем Черноморскому флоту. Проливы, по мнению главы СССР, должны были полностью перейти под советский контроль. Как говорит Атаманенко, Сталин не просто задумывал коренное переустройство Турции, но и рассчитывал на возвращение Стамбулу его исторического названия – Царьград. Он отдал распоряжение Президиуму заняться этими вопросами.
Ветеран ВОВ, бывший разведчик Виктор Власов также уверен, что советское руководство в последние месяцы войны собиралось установить контроль над проливами. Власов лично участвовал в разработке операции по захвату Босфора с прилегающей прибрежной зоной. Сухопутные войска при поддержке авиации должны были атаковать Турцию с территории Ирана. На все отводилось не более трех дней. Однако в самый последний момент операция была отменена, так как о ней узнала американская разведка, сообщает Власов.
О готовившейся войне Советского Союза с Турцией свидетельствует множество фактов. В частности, в начале декабря 1945 года в советской печати появилось постановление Совнаркома СССР о начале репатриации турецких армян в Советскую Армению, а накануне нового 1946 года в газетах была опубликована статья грузинских академиков под заголовком «О наших законных претензиях к Турции», в которой авторы призывали мировую общественность содействовать передаче СССР «земель предков». Кроме того, в советском Закавказье и Болгарии на протяжении всего 1945 года наблюдались активные маневры советских войск.
Парижский договор 1856 года
Лондонская конвенция была пересмотрена в 1856 году. Парижский договор, подписанный 18 марта, провозглашал Черное море со всеми его проливами нейтральной территорией. На его побережье нельзя было строить военные сооружения, а количество судов военно-морского флота России и Турции было сильно ограничено.
Порта получила небольшие привилегии в виде выдачи разрешений на проход легковых кораблей в распоряжение миссии дружественных держав. Последние также могли держать в устье Дуная по несколько военных судов.
Условия трактата 1856 года были невыгодны прежде всего для России. Она лишилась возможности иметь полноценный черноморский военный флот, а территория страны становилась уязвимой перед нападением вражеского флота. Турция также не могла развивать военно-морской флот на Черном море, но у нее остались базы на побережье Мраморного моря.
«Дружеская Турция»
Сталин неоднократно обсуждал проблему турецких проливов на встрече с союзниками по антигитлеровской коалиции. По мнению советского лидера, Конвенция 1936 года о статусе проливов, согласно которой Турция на период военных действий могла закрывать морские пути для судов воюющих иностранных государств, требовала незамедлительного пересмотра. В ходе Тегеранской конференции, проходившей в ноябре 1943 года, Черчилль и Рузвельт на словах поддержали идею Сталина.
Однако уже после окончания войны Запад поменял свою позицию в отношении СССР. Так, Черчилль 22 июня 1945 года в своей знаменитой Фултонской речи произнес: «Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы». Перемены в международной политике почувствовали и в Анкаре, которая, опираясь на Лондон и Вашингтон, стала гораздо смелее отстаивать свои права.
Американский историк Эдуард Марк убежден, что попытка советского вмешательства в турецкие дела подтолкнула Соединенные Штаты к разработке планов по нанесению ядерных ударов по территории СССР. Это, по словам Марка, заставило Кремль отказаться от военной операции против Турции. В качестве подтверждения своей версии американский историк приводит слова Молотова по поводу турецкого кризиса: «Хорошо, что вовремя отступили». В течение последующих нескольких лет Турция наряду Германией получала от США финансовую и военную помощь, а в феврале 1952 года она стала полноправным членом НАТО.