Борисоглебский собор (торжок)

Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями

Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России. 

  • Сретенская надвратная церковь. Фото Сергея Чекалова instagram.com/chklvsv/
  • Сретенская надвратная церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского
  • Сергиевская надвратная церковь. Фото Ярослава Блажина golddomes.ru

Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века. 

5

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

Сапега сказал:

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

Старец отвечал:

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

Сапега сказал:

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

Старец сказал:

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

Сапега сказал:

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

С Рождеством Христовым!

Согласно евангельскому преданию, Дева Мария со своим названым мужем Иосифом жила в городке Назарет (он существует в Израиле по сей день). Из-за требований римской администрации императора Октавиана семья Иосифа отправилась в Вифлеем – его родной город – в это время римляне проводили перепись населения и для облегчения процесса каждый житель империи должен был «явиться в свой город».

Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, поэтому им пришлось заночевать в пещере, в которой располагался хлев для домашнего скота. Здесь и родился Иисус, которому суждено было стать Спасителем мира. Первой его колыбелью стали ясли – кормушка для овец.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Мария и Иосиф. В тот момент, когда Иисус родился, на небе появилась новая яркая звезда (теперь она называется Вифлеемской и является одним из главных символов Рождества), которая стала сигналом для праведных.

Монастырь

До нашего времени вопреки всему неплохо сохранился Воскресенский монастырь. Торжок, как и большинство древних городов, возводился из дерева. И первые постройки монастыря тоже были деревянные.

В начале XVIII века здание Воскресенского собора и часовню Спаса Нерукотворного построили из камня, к концу века обнесли каменной стеной территорию монастыря.

Некоторые из построек обновлялись и позже, поэтому их архитектура различна. Воскресенский собор сооружен в классической манере, а колокольня так и осталась барочной архитектуры.

Точные даты строительства и перестроек в разных источниках разнятся.

В соборе было два этажа: на первом храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, а на втором — Воскресения Христова.

Позже, в XIX веке, были построены келейные корпуса (жилье для монахинь и настоятельниц), трапезная и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Собор Воскресения Христова – ведущее сооружение. От него и получил свое название Воскресенский монастырь. Торжок сегодня совсем небольшой городок, около 50 тыс. человек, но в нем много церквей.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.

Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.

Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.

Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.

Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.

Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Храмы

В Торжке сохранилось 19 храмов, не считая монастырских, из них 8 действующих.

Храм Архангела Михаила (Торжок)

Благовещенская, более известная под названием Архангельской, церковь расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называе

мой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. архистр. Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены.

В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: «в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест — дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, — церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись… для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно»…

Адрес:

172006, Тверская обл., Торжокский р-он, г. Торжок, Республиканский пер., д. 3

Телефон

: +7 (48251) 5-43-62

Ильинский храм (Торжок)

Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна в честь святого пророка Илии, другая — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, «строение мирское того приходу посацких людей». При этих церквях был священник Тихон Сергеев и дьяк Василий Максимов. В 1738г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы.

В 1818 году архиепископом Тверским Серафимом, по прошению прихожан, была выдана храмозданная грамота, которою дано было благословение на сооружение новой каменной двухэтажной церкви «на место каменной Ильинской церкви, яко невместительной для прихожан по тесноте своей и пришедшей уже в опасную ветхость». Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822г.

Адрес:

172060,Тверская область ,г.Торжок, ул. Красная Гора, дом 9. Ильинская площадь.

Телефон:

(48251)9-87-78

Никольский храм (Торжок)

Ныне существующий храм св. Николая в Торжке уже третий. Был построен на месте второго храма в 1778 г., расширен в 1850 г.

Из-за её близости к воинским казармам Никольская церковь в XIX в. выполняла роль полковой церкви. Так, в 1851 г. в церковь была пожалована икона Божией Матери — Споручицы. 2 мая 1853 г. она была дана в напутствие и благословение ратникам и пробыла с ними в походе до 1 мая 1856 г.

Никольская церковь была закрыта в 1930-1931 гг. В 1997 г. храм был вновь открыт для богослужений. В настоящее время при нём работает воскресная школа. В 2000 г. в Никольском храме целую неделю мироточила икона Смоленской Божией Матери. Там, где висит икона, на стене храма не выступает соль, а на других стенах всё пропитано солью, так как в церкви долгое время был соляной склад.

Адрес:

172002, Тверская обл., г. Торжок, ул.Ст.Разина, д.74А

Телефон:

+7 (48251) 91162

День памяти блаженной Ксении Петербургской, 6 февраля

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Монастырь сегодня

Паломникам и обычным туристам, интересующимся историей России, совсем нетрудно найти Воскресенский монастырь в Торжке. Адрес его указан в православных справочниках, хотя монастырь не действующий.

Он стоит на высоком левом берегу реки Тверцы, на улице, носящей название Красный городок, дом 22, рядом с автомобильным и пешеходным мостами, в историческом центре города.

А напротив, на правом берегу, мужской Борисоглебский монастырь, чуть выше по течению. По легенде, под рекой есть подземный ход на правый берег.

В 20-е годы прошлого столетия комплекс был закрыт. И до сих пор не действует Воскресенский монастырь в Торжке. Фото построек передает печальную картину его сегодняшнего состояния.

До революции при монастыре были сиротский приют и школа для девочек из семей бедняков. Монастырские послушницы занимались иконописью, плетением кружева, вышивкой, готовили приданое для богатых невест.

Считается, что знаменитому мастерству, которое называется новоторжское золотное шитье, дал путевку в жизнь именно Воскресенский монастырь.

Торжок не так давно получил статус города-музея федерального значения, так как в нем сохранилось много архитектурных памятников прошлых веков.

И хотя монастырь находится в запустении, его постройки без ремонта разрушаются и от прежнего благополучия ничего не осталось, комплекс весьма красив.

Бывший Новоторжский кремль

Если двигаться по Кузнечной улице, то на некотором расстоянии вдоль дороги можно увидеть Земляные валы бывшего Новоторжского кремля. В прошлом он был обнесен 1,5-километровой стеной с 11 башнями, некоторые из которых, по мнению ряда исследователей, были каменными.

Земляные валы бывшего Новоторжского кремля

Во время большого пожара 1742 года все деревянные постройки кремля сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на части территории создан комплекс «Новоторжский кремль», экспозицию которого составляют реконструкции древнего оружия и оборонительных средств времен осады города войсками хана Батыя.

С.М.Прокудин-Горский. Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. Лето 1910 года

Соборным комплексом Спасо-Преображенский соборВходоиерусалимская церковь

Спасо-Преображенский собор

С.М.Прокудин-Горский. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь в Торжке с левого берега р. Тверцы. 1910 год

Новоторжский Борисоглебский монастырь. Торжок

Название обители пошло от имен двух князей — Бориса и Глеба. Первый храм был построен в честь них. Любимые сыны князя Владимира, крестившего всю Русь, были благочестивыми православными правителями.

Преподобный Ефрем служил у князей конюшим и был родом из Угорской земли. У него было два родных брата (Георгий и Моисей) жившие тогда же, при Борисе и Глебе. Ефрем с юности воспитывался в христианской вере, и еще более укреплял ее верным служением благочестивым князьям.

Как и Ефрем, его два брата тоже были готовы в любую минуту сложить головы за своих господ.

После мученической кончины братьев Ефрем оставил мирскую жизнь, решив полностью посвятить себя служению Богу.

Современность

Ныне Борисоглебский монастырь является визитной карточкой Торжка, даже его нереставрированные храмы манят своей древностью и святостью.

Спасская церковь также реставрируется, хотя и очень медленно, ее колокольня еще не восстановлена, там нет колоколов, но можно подняться на самую вершину и полюбоваться оттуда прекрасными картинами города.
В странноприимном доме расположен музей обители

С него обычно и начинаются экскурсии по святыне.
Главный собор находится в стадии восстановления, поэтому принять участие в богослужении можно только во Введенской церкви.
Свечная башня привлекает внимание посетителей своей уникальной архитектурой.. Памятник Ефрему Новоторжскому


Памятник Ефрему Новоторжскому

История основания обители

В начале второго тысячелетия на территории Руси женские и мужские монастыри только начали появляться. В начале 11 века началось возведение Киево-Печерской лавры, а параллельно с ней был заложен Борисоглебский монастырь в Торжке.


Борисоглебский монастырь в Торжке Тверской области

  • По преданию в 1038 году, после кровавых событий, в результате которых были убиты сыновья Владимира Великого Борис и Глеб, их верный слуга, позже преподобный отец Ефрем, основал обитель в память об убиенных молодых князьях.
  • Потрясенный жестокостью убийства братьев князем Святополком, Ефрем удаляется в одинокое строение, стоящее на берегу реки Дорогоще, чтобы в уединении служить Богу. В этом странноприимном доме находили приют, уход и успокоение бедные, нищие, больные и сироты.
  • Позже праведнику было ведение устроить монастырь на горе около реки Тверцы, в которой он прожил до 1053 года, 10 февраля почил и был похоронен. Верным братом и учеником, разделившим все трудности бытия Ефрема, был Аркадий.
  • Прошло 500 лет, при правлении Иоанна Грозного во время раскопок, 24 июня были обретены нетленные мощи преподобного Ефрема, этот день почитается русскими православными и поныне.

Важно! В подтверждение святости и чистоты преподобного Аркадия стало обретение и его нетленных мощей еще через столетие. 23 декабря православный мир празднует день обретения святых мощей преподобного Аркадия. Испытания и Божья милость шли рядом в истории строительства мужской святыни

Испытания и Божья милость шли рядом в истории строительства мужской святыни.

  • В 1167 году во время междоусобной войны Торжский монастырь был сожжен, и отстроен заново.
  • 1237 год — нападение монголо-татарского войска, 1258 год — город пал в результате осады литовскими захватчиками, обитель была разорена, братия разогнана.
  • Пожар 1372 года снова уничтожает святыню, но она по воле Божьей восстает, как птица Феникс, из пепла.
  • В 1609 году, во время правления В. Шуйского, теперь уже поляки грабят и уничтожают монастырские постройки, полностью сжигают Введенскую церковь вместе с архимандритом Константином и братией.


Преподобный Ефрем Новоторжский

Вопреки всем потрясением стоят и остаются неповрежденными каменные постройки главного собора.

В начале 15 века Торжская святыня представляет жалкое зрелище, в нищете несколько неграмотных иноков поддерживали уголек духовной жизни в ней.

15-19 века относятся ко времени процветания, усердие и ревность священнослужителей, ходатайственные молитвы и письма к государям сделали свою работу.

В процветающей мужской обители Торжка особое внимание уделялось:

  • строгой иноческой жизни;
  • соблюдению уставов Церкви;
  • поддержанию духа древнего православия.

В результате этого обитель посещало множество прихожан, увеличивались пожертвования, и монастырь процветал вплоть до нового испытания, революции 1917 года.

Современное состояние

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография И. Матвеева.

К сожалению, поскольку с 80-х годов храм толком не ремонтировался, а реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма (источник), состояние на 2018 год вызывает очень серьёзные опасения в сохранности памятника. На табличке, прибитой к двери храма, указано, что правый нижний венец сгнил, а внутри храма видно, что часть бревен так же гниёт, и требуются срочные консервационные и реставрационные работы.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Торжке. 2011 г. Фотография: И. Земляков.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Торжке. 2011 г. Фотография: И. Земляков.

По словам служителей храма, в 2017 году подана заявка для участие в Федеральной целевой программе Культура России Министерства Культуры по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019-2021 г.г.

Этот храм — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа.

На сайте прихода, к которому прикреплен храм, есть данные для перечисления пожертвований.
Обязательно надо указать назначение платежа: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».

Благодарю Н. Долгого и И. Землякова за помощь в подготовке материала.


Иван Матвеев
Архитектор, основатель и главный редактор проекта Anastasis.me.https://anastasis.me

Все материалы автора

05.05.2018 @ деревянная архитектура, деревянное, деревянные церкви, русская архитектура, русская деревянная архитектура, Русский Север, церковная архитектура, церковьКороткая ссылка.

Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним

Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный. 

Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

3

Святые

Священномученик Вениамин (Троицкий)

Епископ Вениамин (в миру Александр Васильевич Троицкий) родился 30 августа (или 8 декабря) 1901 года в Торжке. Погиб 16 апреля 1938 в Куйбышеве.

Родился в семье священника Троицкой (Ближней) церкви в Торжке.

Обучался в Новоторжском духовном училище, по окончании которого поступил в Тверскую духовную семинарию.

В 1917 году, будучи студентом семинарии, поступил послушником в Нилову Столобенскую Богоявленскую пустынь.

В 1918 году был пострижен в монашество.

Семинарию не окончил из-за революционных событий.

В начале 1920-х годов являлся насельником новоторжского Борисоглебского монастыря, иподиаконом Новоторжского епископа Феофила (Богоявленского), который позже рукоположил его во иеромонаха. Назначен казначеем монастыря.

В сентябре 1922 года вызван для допроса в ГПУ по делу о распространении антиобновленческого воззвания епископа Старицкого Петра (Зверева), в ночь на 24 ноября арестован в Торжке, находился под следствием в Бутырской тюрьме. Постановлением комиссии НКВД РСФСР по административной высылке от 23 февраля 1923 года сослан в Туркестан на 2 года за «антисоветскую деятельность».

Ссылку отбывал в Ташкенте, где имел большое влияние на православную молодёжь. В ссылке познакомился с архиепископом Андреем (Ухтомским), стал его духовным сыном.

В конце января-начале февраля 1928 года по благословению епископа Андрея (Ухтомского) был хиротонисан во епископа Стерлитамакского.

После возвращения из ссылки служил в Уфе, после ареста владыки Аввакума (Боровкова) управлял Уфимской епархией с титулом «епископ Бирский».

В марте 1930 года был арестован, а 3 декабря 1930 года был приговорён к 10 годам заключения с конфискацией имущества. С 1930 года был в заключении в Вишерском ИТЛ (посёлок Красновишерск Уральской области). В 1931 года находился на общих (тяжёлых физических) работах, в лагере, заболел гнойным плевритом, перенёс операцию и был комиссован (по просьбе Екатерины Павловны Пешковой, руководившей Политическим Красным Крестом).

В 1932—1937 годах находился в ссылке в городе Мелекессе Средне-Волжского края (ныне — Димитровград Ульяновский области).

В 1937 году был арестован в Мелекессе. Виновным себя не признал, 21 декабря 1937 году был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 16 апреля 1938 года расстрелян.

Период возрождения

В 1993 году право на совместное владение монастырскими постройками и территорией обретает музей и православная церковь. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил игумена Вассиана (Кураева) на место настоятеля возрождаемой обители.

Целых два года приехавшие в полуразрушенные здания пять братьев строят для проживания корпус.

В 1995 году посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ, приехавшим на празднование четырехсотлетия Нило-Столобенской пустыни, дается толчок в воскрешении Торжской святыни.


Богослужение в Борисоглебском монастыре

Архитектурный ансамбль Введенской церкви передается в собственность монастыря в 1997 году, и уже 24 июня 1998 года древнейший Борисоглебский монастырь принимает прихожан на первую после восстановления Литургию.

К 2003 году в ново отреставрированной обители проживает 11 насельников.

Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря

Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!


Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа

В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 года Внутри колокольни сохранились остатки росписей, выполненных в 1809 году художником М.Л.Ротокановым.


Роспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыря


Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа

Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!


Внутри колокольни


Временная лестница внутри колокольни


Внутри колокольни


Внутри колокольни

По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.


Панорама Торжка

А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.


Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь


Борисоглебский собор и панорама реки Тверцы

Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.


Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы Римского


Кирпичи внутри колокольни


Кирпичная кладка колокольни


Панорама Торжка

С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.


Река Тверца в Торжке

За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.


Панорама Тверецкой набережной

С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.


Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви

Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.


Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собора


Ярус звона колокольни


Колокольные хомуты


Хомут колокола

И снова путь наверх по узкой лестнице.


Кирпичная кладка колокольни

И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.


Беседка-бельведер


Панорама Борисоглебского монастыря


Панорама Торжка


Панорама Торжка

Настоятели, наместники

  • Тихон (1533 — 1536)
  • Киприан (1537 — 1551)
  • Мисаил I (1552 — 1588)
  • Иоаким (1589 — 1598)
  • Никифор, келарь (1599)
  • Константин (1600 — январь 1609)
  • Евфимий (1637 — 1652)

    Иоасаф (? — 1647)

  • Феодосий (1653 — 1664)
  • Кирилл (1665 — февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 — 1680)
  • Сергий I (Велтахов) (1680 — сентябрь 1682)
  • Тарасий (1682 — декабрь 1695)
  • Варлаам I (1696 — 1697)
  • Евфимий II (1697 — 1700)

    Иона (1697 — 1700)

  • Иоиль (1700 — 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 — 1704)
  • Герасим (1705 — 1712)
  • Исаия (1713 — 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий I (1720 — 1726)
  • Варсонофий (1726 — 1734)
  • Иларион I (в конце 1734 — 1735)
  • Викентий (1736 — 1744)
  • Адриан (1745 — 1756)
  • Иоасаф (1757 — февраль 1758)
  • Наркисс (февраль 1758 — 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 — 1764)
  • Кирилл (Флоринский) (1764 — 1768)
  • Варлаам II (Петров) (1768)
  • Феофилакт II (1768 — май 1775)
  • Стефан (май 1775 — 14 сентября 1776)
  • Иларион (Копьев) (1776 — 22 ноября 1777)
  • Палладий (1777 — июль 1785)
  • Макарий II (1785 — июль 1791)
  • Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
  • Евгений (Романов) (1795 — 1799)
  • Никанор (1800 — 1819)
  • Сергий II (1819 — 1831)
  • Арсений (1831 — 1836)
  • Платон (1837 — 1840)
  • Сергий III (август 1840 — 1849)
  • Христофор (Эммаусский) (1849 — 1 апреля 1850)
  • Анастасий (Лавров) (май 1850 — 1864)
  • Антоний (Диевский) (1864 — 1887)
  • Макарий (Драницын) (19 августа 1887 — 11 декабря 1897)
  • Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 — 26 декабря 1908)
  • Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 — 11 февраля 1913)
  • Иоасаф (1920 — ?)
  • Феодосий (? — 7 сентября 1928)
  • Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 — упом. 2 января 1928)
  • Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль — 7 мая 1929 )
  • Александр (Торопов) (1929 — 1931)
    1931 — 1993 — монастырь закрыт

Использованные материалы

  • «Торжокский Борисоглебский монастырь», — страница сайта Православные храмы Тверской земли:

  • «Торжок. Борисоглебский монастырь», — страница Народного каталога православной архитектуры:

  • «Борисо-Глебский мужской монастырь», — страница официального сайта Тверской епархии:

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 454-455:

  • Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни // типография Губернского правления, Тверь, 1861, с. 158 -176:

  Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. с. 18:

  Определение Св. Синода от 13 — 20 января 1909 года за № 126 // Церковные ведомости. 1909. № 5 (31 января), с. 29; Определение Св. Синода от 6-11 февраля 1913 года за № 1145 // Церковные ведомости. 1913. № 7/8 (21 февраля), с. 41.

  Лопатина Нина А., Хроника Новоторжского Борисоглебского монастыря советского периода, 2013,

  БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века»,

Фото и описание

Собор Бориса и Глеба в Нововоторжском Борисоглебском монастыре был заложен 9 июня 1785 года на том месте, где раньше стояла первая монастырская церковь. Первая церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была построена в 1038 году преподобным Ефремом и его учеником преподобным Аркадием.

По легенде, после убийства князей Бориса и Глеба, слуга Бориса – Ефрем сбежал в северные леса, в которых заложил небольшую пустынь. В соборном Борисоглебском храме Ефрем и Аркадий были похоронены. Обитель обладала драгоценной церковной утварью, царскими грамотами 17 века, книгами. Каждый год из всех городских церквей 28 февраля в честь святого преподобного Ефрема совершался крестный ход, 11 июня крестный ход проходил вокруг монастыря с обнесением мощей преподобного.

В 1577 году после открытия архимандритом монастыря Мисаилом мощей преподобного Ефрема, в храме, построенном им, справа, была возведена придельная церковь в честь преподобного Ефрема, новоторожского чудотворца; а слева от основного здания в 1589 году построили другую, в честь святых Иоакима и Анны.

В 1784 году при архимандрите Макарии было решено старую церковь разобрать и возвести новую. Древний иконостас этой церкви был помещен во Входоиерусалимский храм. При заложении новой соборной трёхпрестольной церкви присутствовала императрица Екатерина II, положив своими руками первый камень в основание храма. Собор строился под руководством сведущего в деле архитектуры действительного статского советника, Н.А. Львова и местного архитектора Франса Ивановича.

Храм выполнен в русском классическом стиля, в котором ярко проявляются черты палладианства. Львов в архитектуре здания использовал античный прием – ступени, которые поднимаются ко входам с четырех сторон света, ставят собор как бы на подиум и придают ему величия и монументальности. Строго, но в то же время колоритно выглядят формы римских дорических портиков, линии итальянских окон и ниш, которые объединяют окна первого и второго света.

В интерьере храма архитектором был реализован уже использованный им в могилевском соборе «двойной купол». Этот прием заключается в отделении пространства храма от купола кольцом диафрагмы, которое скрывает окна и мягко рассеивает свет. Во внутренней отделке храма Львов использовал спокойные тона. Отделка стен и колонн имитировала мрамор, а пол был выстлан чугунными плитами. Все большие и малые иконы были написаны великим русским портретистом В.Л. Боровиковским. Иконостас был деревянным, резным и был покрыт червонным золотом. Три престола храма располагались в одну линию. В новом храме придел Иоакима и Анны переименовали в честь императрицы Екатерины в придел великомученицы Екатерины.

В 1839-1840-е годы храм обновили, переделали и освятили 1 июня 1841 года. Купол храма – шарообразной формы, напоминает купол Иерусалимского храма Христа Спасителя.

Посреди храма справа на довольно высоком пьедестале поставили мощи преподобного Ефрема под бронзовой сенью с украшением венецианским бархатом и золотой бахромой и кистями. С левой стороны на таком же пьедестале установлена рака с мощами преподобного Аркадия. Престолов было сделано три: центральный – в честь святых князей Бориса и Глеба, справа – в честь преподобного Ефрема, слева – в честь преподобного Аркадия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector