Кто такие азербайджанцы? от кого произошли?
Содержание:
- Язык и религиозная конфессия
- Культура и диаспора
- Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
- Этноним
- Традиционные азербайджанские блюда
- Религия
- 1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
- Азербайджанцы: общая характеристика мужчин
- Язык
- Языки
- Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях
- Кавказский субстрат
- Происхождение и история народа
- Азербайджан: население и его численность по годам
- Отличить по имени и фамилии
- Обряд помолвки
- Этническое разнообразие населения Азербайджана
- Сравнение
Язык и религиозная конфессия
Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.
В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.
Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.
Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.
Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.
Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.
Культура и диаспора
Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.
Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.
Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.
Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.
Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха – территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.
Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).
В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно – в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с «нефтяным бумом» в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.
Этноним
Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год
Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.
Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.
Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.
Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».
Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.
Традиционные азербайджанские блюда
Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.
- Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?
Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.
Как это объясняется?
Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.
Кем основано и развито учение?
Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.
Азербайджанцы: общая характеристика мужчин
Большинство из них невысокого роста — 170-175 сантиметров. У них черные густые брови и крупные черты лица, но, несмотря на это, типичные кавказские черты лица отсутствуют. Прежде всего, у них прямой нос и светлая кожа.
Они всегда строго и элегантно одеты и выглядят, по меньшей мере, стильно и респектабельно.
Они — спокойный и чинный народ, по сравнению с другими кавказскими этносами. Любой конфликт с ними улаживается без криков и кулачных выяснений отношений. Но кавказский характер у них все-таки тоже проявляется: во время празднования национальных или религиозных праздников.
Этот народ — долгожители, средняя продолжительность жизни азербайджанских мужчин составляет 70-72 года. В республике есть деревня Талыш, где возраст многих жителей достигает 110 лет.
Язык
В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
Языки
Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.
Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.
Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях
Что же привлекает женщин в азербайджанских мужчинах?
Они, как и все мужчины, любят глазами. Чтобы понравиться такому мужчине, нужно быть красивой и ухоженной. Мужчины очень любят женственность. И чем наряднее и ярче выглядит женщина, тем лучше. Какие они, азербайджанские мужчины в отношениях? Мужчины очень любят потакать женским капризам. Но капризничать нужно красиво, кокетливо.
Не переносят своенравие и упрямство. Они лидеры по натуре и не любят, когда их не слушаются. Для мужчины женщина – это хранительница семейного очага и мать его деток. Именно поэтому они предпочитают, чтобы она сидела дома и занималась семейными делами: вкусно готовила, стирала, поддерживала порядок, занималась детьми и так далее.
В их понимании лучшая самореализация женщины – быть матерью и женой.
Кавказский субстрат
Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.
Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.
Генетическое тестирование
Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Есть свидетельства генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно туркмен , что выше, чем у их соседей, грузин и армян . Анализ MtDNA показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях объединились с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские турки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и ближневосточниками, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидное население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало носителей иранского языка в Азербайджанской Республике ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.
В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.
Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, ближе к другим иранцам (например, персам и т. Д.), Чем к иранским азербайджанцам. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Азербайджан: население и его численность по годам
Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?
Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.
Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.
Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.
Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.
Отличить по имени и фамилии
Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.
В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.
Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.
Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.
Обряд помолвки
Церемония обручения тоже идет в два этапа:
- Малое обручение.
- Большое обручение.
На малое обручение приезжают сам жених с друзьями. Невеста же находится в компании двух, трех десятков подруг. Кольцо на палец девушки надевает официальный представитель жениха, также он покрывает голову девушки платком.
Потом он должен съесть половину любой сладости поданной со стороны невесты, а другую отдать жениху.
Как только церемония закончена, начинается девичник, подруги девушки осыпают ее поздравлениями и напутствиями, сидя за сладким праздничным столом. Малая помолвка проходит в течение месяца после сватовства.
Спустя пару месяцев проходит большое обручение. Это большое мероприятие требует тщательной подготовки, и приглашаются на него не только родные, но и друзья, соседи. Необходимые продукты для стола могут предоставить и родственники жениха. Не посылается лишь лук, считаясь плохой приметой символизирующей горечь в семейной жизни.
В качестве даров невесте преподносятся разные необходимые вещи:
Дары принято передавать на серебряных подносах, если они небольшие. Когда дарится крупногабаритные подарки, то они складываются в сундуки и перевязываются красной лентой.
От родных не дарятся лишь обувь, которую позже вручает свекровь лично.
Этническое разнообразие населения Азербайджана
В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:
- азербайджанцы (91%);
- лезгины (2%);
- армяне (1,4%);
- русские (1,3%);
- талыши (1,3%);
- аварцы (0,6%);
- турки (0,4%);
- татары (0,3%);
- украинцы (0,2%);
- грузины (0,1%).
Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).
Сравнение
По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.
Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.