Почему на территории турции находится символ армении
Содержание:
- Арарат: описание и характеристика знаменитой горы
- Особенности горы Арарат
- Гора Арарат на карте Турции
- Библейская история
- Восхождение на Арарат
- Туризм
- В поисках ковчега
- Описание горы Арарат
- История бренда
- Этимология названия
- Древний вулкан
- Интересные факты
- Отрывок, характеризующий Сошествие Ноя с горы Арарат
- Восхождение
- Арарат в армянской мифологии
- Гора Арарат
- В Библии
Арарат: описание и характеристика знаменитой горы
Располагается самая высокая гора Армянского нагорья в восточной части Турции, на прибрежном месте около реки Аракс, на расстоянии шестнадцати километров от Ирана и тридцати двух от самой Армении.
- Арарат включён в состав Армянского нагорья, территория которого равняется 400 тыс. км кв. (если внимательно проанализировать географическую карту, то можно увидеть, что горный массив располагается сразу на территории нескольких стран – Турции, Армении, Грузии, Азербайджана, а также Ирана). Сейчас все вулканы, которые имеются на Армянском нагорье, полностью неактивны, исключая Немрут. К потухшим вулканам местные жители относят и самую высокую вершину хребта, то есть саму гору Арарат.
- Специалисты в области изучения горы говорят, что вулкан Арарат последний раз извергался в 3 тыс. до н. э., так как под слоями лавы учёные смогли найти и откопать большое количество артефактов и необычных предметов, которые можно отнести к бронзовому веку, а также были найдены останки людей. После этого момента гора перестала проявлять какие-либо признаки активности и надолго успокоилась.
- Полностью потухшим вулканом Арарат считать не стоит, так как ещё одно проявление активности было совершено не так давно, в середине XIX века. Оно вызвало землетрясение большого масштаба, из-за которого подвергся разрушению монастырь Святого Якова, а также сильно пострадала маленькая деревня Аргури (после этого события народы перестали поселяться поблизости либо на склонах великой горы). Стоит отметить, что данное извержение вулкана происходило необычном образом – возникло оно глубоко в земле, лава при этом на поверхность вулкана не выбрасывалась.
Внешний вид
Арарат сформирован подобием двух вулканических конусов, подножья которых раскинулись на 130 километров в стороны. Совмещает их вместе Сардар-Булакская седловина, а расстояние между вершинами двух гор равняется одиннадцати километрам.
Характеристика Большого Арарата
Большой Арарат, который на карте находится с западной стороны Турции, возник около 3,5 миллионов лет тому назад и считается самой большой горной возвышенностью на территории Турции. Высота хребта равняется 5165 метрам над уровнем моря. С отметки в 4200 метров склоны горы начинают обильно покрываться снегом и ледниками различного происхождения (всего ледников насчитывается около двадцати единиц, самый крупный – ледник святого Якова распростёрся на расстояние в два километра).
Малый Арарат: характеристика
На географической карте можно рассмотреть Малый Арарат, расположенный с восточной стороны от Большого. Возникла эта гора намного позже – 150 тыс. лет назад, показатели высоты её также намного скромнее – 3 896 метров над уровнем моря. И хотя гора не такая высокая, но на её склонах и на склонах Большого Арарата растительности очень мало. Очень редко тут можно встретить одиноко стоящие берёзы либо дикий виноград. Всё это можно объяснить тем, что территория гор покрыта большим слоем пепла, лавы, а также отложениями тефры.
Климатические особенности
Погода на территории горного хребта довольно суровая и неблагоприятная. Так, на высоте выше 2 тыс. метров над уровнем постоянно дуют холодные ветра, а температура воздуха даже в летнее время может равняться всего лишь 10 градусам Цельсия, а иногда и ниже. Наиболее благоприятный режим погоды здесь устанавливается в июле, когда температура воздуха доходит до отметки в 25 градусов Цельсия.
Особенности горы Арарат
Уникальный природный объект расположен на правом берегу реки Аракс. Гора доминирует над местностью, напоминая издалека взмывающую в небеса птицу. С вершин не стекает ни одной реки, но при таянии ледников вода попадает на окружающие земли, превращая их в плодородные угодья. Склоны в верхней и нижней части не покрыты растительностью, кроме редко встречающихся берез и кое-каких кустарников. Зато в низинах можно увидеть буйство красок цветущих лугов. Летом на уровне от 1,5 до 3 км наблюдается зеленый покров, используемый в качестве пастбищ для овец.
Выше абсолютной отметки 4250 м присутствуют вечные снега. Ледников насчитывается около тридцати.
Заснеженные вершины, Михаил Странник
По свидетельствам очевидцев, пару столетий назад на склонах Арарата в большом количестве обитали медведи, тигры и львы. Со средневековых времен сохранились легенды о том, что в расщелинах жили фантастические животные, напоминающие драконов.
Репутация непокоряемой вершины сохранялась вплоть до первой половина XIX века. Попыткам восхождения препятствовало много факторов, заключавшихся в святости горы, мифической ауре и реальных опасностях — камнепадах, снежных обвалах, больших температурных перепадах
Гора сложена из пепла и лавы, на вершинах нет кратеров. Пустынные склоны изрезаны ущельями, покрыты трещинами и небольшими пиками. Масис и Сис связаны Сардар-Булакской седловиной. Склоны и предгорья Арарата имеют разнообразную флору и фауну. Еще в древние времена здесь охотились цари и приближенные к ним особы.
Артефакты и останки человеческих тел, обнаруженные под слоями пепла и камней, свидетельствуют о том, что Арарат проявлял вулканическую активность еще в III тысячелетии до н. э. В последний раз извержение, сопровождаемое землетрясением и сходом лавины, наблюдалось летом 1840-го. В результате было разрушено селение Ахури, по легенде — основанное Ноем, и древний монастырь св. Якова.
Масис над облаками, Анатолий Наточин
Гора Арарат на карте Турции
Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.
Библейская история
Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.
По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.
Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.
Восхождение на Арарат
Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.
Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.
Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.
Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.
Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю
Туризм
Ежегодно к горе Арарат приезжают тысячи туристов и самостоятельных путешественников. Увидеть заснеженную вершину удается не всегда, но когда облака и туман исчезают, гора предстает во всей красе, небо становится кристально голубым, а снег ярко блестит под лучами солнца. Особенно красиво здесь в периоды обильного цветения прилегающих лугов. Оно начинается весной и продолжается до самой осени, меняя оттенки и густоту красок.
Цветущий луг на фоне вершин, Garanti Gayrimenkul KARTAL
По отзывам туристов, со стороны Армении Арарат выглядит гораздо зрелищнее, чем с территории Турции. Именно этому древнему народу святая гора демонстрирует свою величавость и великолепие. Подъехать к склонам вплотную невозможно, хотя расстояние от турецкой границы до склонов составляет менее 30 километров.
Если восхождение на Арарат в планы не входит, то лучшим вариантом станет знакомство с природной достопримечательностью издалека. Экскурсии из Еревана к приграничной территории организовываются на постоянной основе. Приехать сюда можно и самостоятельно.
Потрясающие виды открываются у монастыря Хор Вирап. Другие главные достопримечательности Армении можно найти в одноименном разделе.
Монастырь Хор Вирап, Анатолий Наточин
В поисках ковчега
Теперь, зная, где находится Арарат, самое время задуматься о существовании ковчега, на котором праведник Ной так удачно сумел спастись. Вера в то, что он находится под многовековым слоем снежного покрова, не покидала представителей множества поколений. Найденные мелкие обломки корабля местные жители предъявляли, как доказательство реальности происшедших событий.
В начале двадцатого века, летом 1916 года, во льду горного озера на вершине Арарата был обнаружен мифический ковчег. Разыскал его лейтенант российской армии Росковитский. Тщательно сняв размеры и сфотографировав судно, сделав его чертежи, исследователь был уверен, что разгадка многовековой тайны близка. Однако грянула революция, в бурных буднях которой документы экспедиции затерялись, и вопрос о существовании ковчега опять остался открытым.
Почти через шестьдесят лет, в 1974 году, американскими исследователями были получены результаты аэросъемки, на которых четко видны контуры объекта, похожего на судно Ноя. За пятнадцать лет до этого события, в 1959 году, смахивающий очертаниями и размерами на искомое судно объект был обнаружен в тридцати километрах от Арарата. Он вполне мог бы оказаться Ноевым ковчегом, однако до сих пор легендарное средство передвижения праведника не найдено, что оставляет надежду на великое открытие потомкам.
Немножко обидно за армянский народ, который, считая гору своей святыней, вынужден любоваться ею лишь издалека
Но так ли уж важно, кому на самом деле принадлежит и где находится гора Арарат. Самое главное, что в настоящее время не так уж сложно и вполне финансово доступно воспользоваться предложениями туристических компаний и посетить это уникальное место
При наличии желания и определенных навыков можно попытаться прикоснуться к разгадке тайны, будоражащей умы и сердца многих поколений на протяжении веков. Кто знает, может быть, легендарный ковчег не так глубоко спрятан в толще льдов, и при определенных условиях покажется на глаза настойчивому искателю? Во всяком случае, попробовать, определенно, стоит. Пусть удача улыбнется решительным и настойчивым.
Смотрите на живописные пейзажи горы Арарат в этом видео:
Это интересно:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Описание горы Арарат
Гора своим происхождением, как отмечалось выше, обязана потухшему вулкану. Все склоны ее практически пустынны, а откосы, крутые и более пологие места покрыты множеством обломков базальта времен кайнозойского периода. Когда-то камни эти представляли собой часть мощного потока лавы, успевшего за многие века выветриться и преобразоваться.
Вулканическое происхождение горы объясняется и чрезмерной сухостью ее поверхности. Пористые породы питаются только талыми водами ледников, что никак не способствует росту растительности в теплые времена года. Лишь в окрестностях седловины Сардар-Булагской, где пробивается из гор обильный поток влаги, растительность довольно пышная, есть даже прохладная березовая роща.
Какая высота у горы Арарат? В действительности она имеет два пика: Сис (малый, с высотой 3896 метров) и Масис (большой), высота которого равна 4420 метрам. Между ними расстояние составляет 11 км.
Всего здесь находится примерно 30 небольших ледников, среди которых самым крупным считается ледник св. Якова (2-километровый).
История бренда
Основателем коньячного производства в Армении считается Нерсес Таирянц, который воспользовался рекомендациями брата и купил виноградники, расположенные в окрестностях Эриванской крепости. Завод оборудовали шарантскими аламбиками. В 1899 году предприятие было выкуплено товариществом «Шустов и сыновья». Шустов занялся рекламным продвижением армянского коньяка, и вскоре его продукция начала пользоваться сумасшедшим спросом. Продукция завода была отмечена на Всемирной выставке в Париже, а чуть позже «шустовский коньяк» стал поставляться к императорскому двору.
Трест «Арарат» получил известность в 1953 году — сразу после переезда в новое здание. В ту пору главным купажистом был Маркар Седракян, разработавший знаменитые купажи Наири, Двин и Ахтамар. После распада СССР, в 1998 году, предприятие выкупается французским концерном Pernod Ricard. Уже через год коньяки начали выпускаться по государственному армянскому стандарту. В наши дни главным купажистом завода числится Филипп Тибо, работавший до этого в Martell. Коньяк «Арарат» регулярно удостаивается Гран-при и золотых медалей на международных алкогольных выставках.
Этимология названия
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.
Местные названия Арарата:
- традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
- турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
- персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح), «гора Ноя».
- арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
- курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».
Древний вулкан
В действительности Арарат представляет собой не гору, а два спящих вулкана, слившихся в одно основание. Последний раз этот вулкан извергался летом 1840 года, хотя стихия может разгуляться в любой момент и разрушить близлежащие населенные пункты. Ученые объясняют вулканическую активность в этом районе контактом тектонических плит. Эгейская плита движется на восток, а евразийская – на запад. Они трутся друг о друга, что приводит к образованию трещин, по которым движется магма. Вероятнее всего, извержения Арарата происходили с третьего тысячелетия до нашей эры, когда и образовался горный массив. К такому выводу археологи пришли после изучения уцелевших артефактов и человеческих останков – все они относились к раннему бронзовому веку.
В Библии это место упоминается как «Горы Араратские». Христиане верят, что именно здесь достиг суши Ноев Ковчег. Считается, что после стихийного бедствия Ной у подножия построил алтарь и посадил первый виноградник на Земле. Есть и другое упоминание об этом событии, датированное более ранним временем. Так, в месопотамских мифах тоже рассказывается об Армянском нагорье и Всемирном потопе. Начиная с V века нашей эры отважные путешественники и любители древностей ищут возле Арарата следы ковчега, но пока не слишком преуспели в этом деле. Научные лаборатории изучали предполагаемые остатки ковчега, однако не смогли прийти к общему мнению относительно их датировки. Поиски Ноева ковчега продолжаются по сей день. Еще одна легенда, связанная с горой-вулканом, рассказывает о неприкосновенности вершины Арарата. По преданию, в XIII столетии Святой Яков трижды пытался совершить восхождение, но постоянно оказывался у подножия горы, будучи не в силах преодолеть ее сопротивление «незваному гостю». Тогда к нему пришел Бог и сказал, что ковчега касаться нельзя, но за упорство одарил деревянным кусочком судна.
Интересные факты
Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.
Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян
Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.
Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.
Вид на Арарат, Грач Оганесян
Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.
Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах
На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване
Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org
Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.
Восхождения
Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.
В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.
Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.
Отрывок, характеризующий Сошествие Ноя с горы Арарат
Глаза-то может быть и нет, а вот сердце каждая новая капля выедала, да ещё как! Я была ещё всего лишь ребёнком, но уже знала многое из того, что «лучше не надо показывать» или «лучше не говорить»… И я училась не показывать. После того маленького инцидента во время игры я уже старалась больше не показывать, что я знаю больше чем другие и опять было всё хорошо. Да только, хорошо ли? Лето пришло совершенно незаметно. И именно этим летом (по маминому обещанию) я должна была впервые увидеть море. Я ждала этого момента ещё с зимы, так как море было моей давнишней «великой» мечтой. Но по совершенно глупой случайности моя мечта чуть было не превратилась в прах. До поездки оставалось всего пару недель и мысленно я уже почти «сидела на берегу»… Но, как оказалось, до берега было ещё далеко. Был приятный тёплый летний день. Ничего особенного не происходило. Я лежала в саду под своей любимой старой яблоней, читала книжку и мечтала о своих любимых пряниках… Да, да, именно о пряниках. Из маленького соседского магазинчика. Не знаю, ела ли я после когда-нибудь что-либо вкуснее? Даже после стольких лет я до сих пор прекрасно помню потрясающий вкус и запах этого, тающего во рту, изумительного лакомства! Они всегда были свежие и необыкновенно мягкие, с плотной сладкой корочкой глазури, лопающейся от малейшего прикосновения. Одурительно пахнущие мёдом и корицей, и ещё чем-то, что почти не возможно было уловить… Вот за этими-то пряниками я и собралась, долго не раздумывая, пойти. Было тепло, и я (по нашему общему обычаю) была одета только в коротенькие шортики. Магазин был рядом, буквально через пару домов (всего на нашей улице было их целых три!).
В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).
Восхождение
И хотя погодные условия на этой территории не радуют, восхождение всё равно происходит довольно просто, ведь здесь сконструирован специальный подъём в северной части склона горы. Главное, если вы преодолеваете подъем в летний сезон, то вы должны обязательно позаботиться о специальном снаряжении, чтобы покорение горы происходило безопасно.
Также тем, кто хочет добраться до священного Ноева ковчега, нужно учитывать то, что дойти до него с территории Армении довольно проблематично, поэтому лучшим вариантом будет, если вы начнёте своё восхождение с территории Турции, на которой и располагается эта гора.
Арарат в армянской мифологии
Григор Нарекаци (ок. 951—1003).
И наступает срок сказать мне честно |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.
В армянской мифологии существует ряд мифов и легенд, связанных с горой Арарат, именуемой по-армянски также как Масис (арм. Մասիս). Согласно одной армянской легенде, горы Масис и Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр. Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора[], как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов («драконов»).
Согласно древнеармянскому эпосу «Випасанк», армянский царь Тигран I Ервандуни, победив мидийского царя Аждахака, взял в плен его жену Ануйш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые с вишапидами, то есть с детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. У подножия Масиса жили потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.
В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.
Гора Арарат
На самом деле Арарат состоит из 2 гор, слившихся своими основаниями на правом берегу реки Аракс. Между ними протянулась Сардар-Булакская седловина длиною в 11 км. Большой, или Западный, Арарат достигает высоты 5165 м над уровнем моря, а от подножия до верхушки его высота равна 4365 м. Он чрезвычайно древний и давно уже перевалил за 3,5 млн лет. Малый, или Восточный, Арарат немного ниже, его высота составляет 3925 м над уровнем моря, соответственно, и возраст у него будет поменьше, всего лишь 150 тыс. лет. На высоте более 4250 м склоны горы покрыты ледниками, их насчитывается более 30 штук, а самый большой — ледник Святого Якова — имеет протяженность около 2 км.
Гору Арарат называют по-разному. Турецкое ее название Агры-Даг, персидское — Кох-и-нух. Армяне ласково называют Большой и Малый Арарат братьями Сис и Масис, другое имя — Гигант, что обусловлено невероятно большой площадью, которую занимают ее склоны, ведь в окружности это более 40 км.
Фактически гора Арарат являет собой потухшие вулканы. Точная дата и даже столетие последнего извержения лавы неизвестны. Согласно археологическим раскопкам, завершающая его активность была еще в ІІІ тысячелетии до н. э., поскольку в толще его покрытия были обнаружены предметы быта и остатки человеческих тел раннего бронзового периода.
Но назвать вулкан полностью утратившим свою активность нельзя. Ведь сравнительно недавно, в середине ХІХ века, было зафиксировано фреатическое извержение. При этом наблюдался выброс в воздух твердых магматических пород, а новая магма не извергалась. Именно тогда, в 1840 году, были разрушены поселение Аргури на склоне горы и монастырь Святого Якова вследствие землетрясения, которое сопровождало пробуждение вулкана. После этого склоны больше не застраивались, а остатки монастыря не возобновлялись. Правда, и вулкан до сих пор спит.
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».