В республике алтай за восемь лет между переписями алтайцев стало больше, русских
Содержание:
Происхождение
Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):
- уйгуры;
- енисейские киргизы;
- огузы;
- сарматы;
- скифы;
- гунны;
- кимаки-кыпчаки;
- монголы;
- киргизы;
- тюрки;
- самодийцы;
- угорцы;
- джунгары;
- кеты;
- тукю;
- теле;
- куу.
Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.
Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.
Этнические и этнографические группы[ | ]
Выделяются две этнографические группы алтайцев:
Южные алтайцы (алтай-кижи , в переводеалтайский человек ) или собственноалтайцы , говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было алтайские татары, оно употреблялось наряду с алтайцами.
Северные алтайцы , говорящие на северноалтайском языке. Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бии), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары.
Между южными и северными алтайцами не существует очень резких различий по языку, культуре и быту, и антропологии.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетика
РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ ГЕНОФОНДОВ СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ АЛТАЙЦЕВ ПО ГАПЛОГРУППАМ Y-ХРОМОСОМЫ
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, , , , I1a, I1b, , , N2, N3a, , , , R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 53 % у южных алтайцев и 38 % у северных алтайцев.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Теленгиты
Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.
Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.
В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.
Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.
Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка.
Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.
Народ Алтайцы
138
Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.
В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.
Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.
Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.
Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.
При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.
У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.
Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.
Языковые группы
Этот народ принадлежит к тюркоязычным языковым группам кыпчакской ветки и алтайской семьи. Сходство имеют с киргизами. Алтайцы могут разговаривать на русском языке либо на алтайском. Последний бывает 2-х разновидностей: североалтайский и южноалтайский. На каком диалекте говорят зависит только от этноса, так в Кемерово закрепился телеутский язык, а в Алтайском крае — кумандинский. Также среди говоров встречается тубаларский в Чойском раене, теленгитский и алтайский. На основе последнего сформирован литературный язык. Но, к сожалению, не все алтайцы поддерживают культуру, которая формировалась долгие времена и только лишь 85% всей народности считают алтайский язык родным. Что касается письменности, то она основана на русском языке.
Социальная организация[править | править код]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года |
У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть её была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела скота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец скота на время передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию передачи мог в течение определённого срока пользоваться молоком переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев появилась категория наёмных пастухов, подёнщиков, батраков. В то же время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на которых применялся труд наёмных рабочих.
Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и территориальные группы делились на роды — сёоки («кости»). Внутри рода счёт родства шёл по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп алтайцев были характерны представления о родовой солидарности, взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ огня). К пережиткам родовой отчуждённости относится форма заключения брака посредством похищения невесты с последующей выплатой родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким исключением, была моногамной.
Шаманка с бубном
Божества и духи
По представлению алтайцев, у каждого объекта и явления природы — горы, реки, дерева, камня, грома или животного — есть дух-хозяин. Эти духи не являются однозначно добрыми или злыми: они могут помочь, а могут и послать беду, поэтому жители Алтая предпочитали ладить с ними.
С другой стороны, представления о жителях трех миров позволяют выделить тех, кто считался для коренного населения проявлением зла или добра.
Добрые
Духи небесного мира являются добрыми помощниками человека. Среди них можно выделить духа по имени Дьайык. По преданию, он является отколовшейся частью верховного божества, пославшего его на землю выступать в качестве своего посредника и оберегать человека от всего худого. Дьайык является защитником и покровителем человечества, гарантом его благополучия. Под его ведомством находится обновление природы, а также урожай и приплод.
Мир добрых духов богат и другими именами, вот неполный их список:
- Суйла — земной страж человечества, следит за жизнью людей и сообщает об изменениях верховному божеству;
- Карлык, который является духом-помощником Суйлы;
- Каракуш-кан — дух, возглавляющий всех сверхъестественных помощников шамана;
- Уткучы — дух, передающий шаману волю верховного божества.
Злые
Есть в мифологии жителей Алтая и злые духи, которые призваны всячески вредить человечеству, подсказывать людям плохие поступки и наставлять их на путь зла.
К категории черных духов относится Эрлик — божество, правящее подземным миром. Именно с ним жители Алтая связывают страшные бедствия. У Эрлика есть несколько сыновей, которые являются его посланниками на земле, а также от его имени управляют бесчисленным множеством злых духов.
Шаманы выделяют несколько видов существ, несущих вред:
- духи «обжоры»;
- духи смерти;
- духи тяжелых болезней;
- духи «прежние отцы», или неупокоенные души людей, которые умерли.
Шаманы говорят:
Алтайцы
АЛТАЙЦЫ, алтай-кижи (самоназвание, «человек Алтая»), народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек. В прошлом Алтайцы — собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау.
Полный текст публикации
АЛТАЙЦЫ, алтай-кижи (самоназвание, «человек Алтая»), народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек. В прошлом Алтайцы — собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных Алтайцев. Северные (в дореволюционной литературе иногда назывались «черневыми татарами») включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), челканцы, или лебединцы (бассейн реки Лебедь), кумандинцы (среднее течение реки Бия); южные Алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими) — алтай-кижи, теленгиты (бассейн реки Катунь и её притоки). Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Широко распространён русский язык. Письменность с 19 века на основе русской графики. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих — православные, есть баптисты и др.
Северные Алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов, огузов и др. при участии самодийских, кетских и угорских племён. Этническое ядро южных Алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена теле и тугю (тюкю), основное население Тюркского (552-745), Уйгурского (745-840) и Киргизского (8 — начало 13 века) каганатов; они смешались с пришлыми (13, 15-18 века) монгольскими племенами. В 1922 образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 называлась Ойротская автономная область), в 1991 — Горно-Алтайская Республика (с 1992 — Республика Алтай).
Основные традиционные занятия северных Алтайцев — скотоводство, ручное (мотыжное) земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, съедобные растения, коренья), домашние ремёсла: кузнечное, ткацкое (холст, сукно) и др.
Традиционное жилище — коническая юрта, землянки с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда утеплёнными дёрном, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом; местами — полуземлянки со срубной наземной частью. Основное средство передвижения — верховая лошадь.
Одежда — холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги с кожаными, у бедняков — холщовыми голенищами, шапки, у женщин платки.
Традиционная пища — мясо, рыба свежая, сушёная (гальян — для изготовления лапши-тутпач — у кумандинцев и челканцев), мясная и молочная каша, талкан (мука из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений.
Основные традиционные занятия южных Алтайцев — полукочевое скотоводство (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот), охота в горной тайге и степях, ручное земледелие (ячмень). Жилища — войлочная коническая юрта, крытая корой лиственницы, срубная многоугольная юрта. Основное средство передвижения — лошадь. Одежда — длинная рубаха, штаны, поверх — халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек — длиннополую безрукавку. Основная пища — мясо, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр (курут), пресный сыр (пыштак); суп с конским мясом и ячневой крупой, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.
Традиционная религия Алтайцев — шаманизм. Подвергались христианизации с 50-70-х годов 18 века, особенно активно — со 2-й половины 19 века после открытия Алтайской духовной миссии. В начале 20 века начал распространяться бурханизм — разновидность ламаизма с элементами шаманизма. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.Л.П. Потапов, Ф.А. Сатлаев // НиРМ
Ход непосредственно — образовательной деятельности:
1. Проблемная ситуация «Приход куклы Кати».
Добрый день, уважаемые ребята! Меня пригласила в гости моя подруга – кукла Чейнеш в свой гостеприимный аил. А я даже не знаю, что это? Может вы мне поможете и расскажете об этом? (ответы детей)
2. Основная часть НОД
Уважаемая кукла Катя! Наши ребята еще малы, но уже многое знают. Сейчас мы расскажем.
— Наша республика называется Алтай.
— А какой главный город Республики Алтай?
— Горно-Алтайск.
— А как называется село, в котором мы живём?
— Шебалино.
Да, ребята, мы живем с вами на алтайской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная: русские, алтайцы, казахи… Но коренными жителями Республики Алтай являются алтайцы. Алтайский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше.Сколько у нас в селе новых построек: большие красивые дома.
— Молодцы. -А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было ни телевизоров, компьютеров и планшетов. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Алтайцы старались жить ближе к тайге и рекам, озерам. Леса и озёра были очень богаты, щедро делились с человеком. Дома строили из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь, а крыши делали из бересты, коры или теса. Такое жилище называется аил.
Аил — срубное сооружение с полусферической крышей из коры лиственницы. В центре его располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Вот такие жилища были раньше на Алтае.
3. Дидактическая игра «Построим аил для куклы Кати»
-Вот что такое аил, кукла Катя! А сейчас, мы с ребятами поможем построить аил из сухих веточек. (дети вместе с воспитателем строят аил)
4. Речедвигательная игра «Моему старому аилу» (по стихотворению Л. В. Кокышева).
Аил мой старый, здравствуй друг! – поднимают руки вверх.
Я вновь явился на свидание. – легкие шаги на месте.
Сквозь дымохода узкий круг – обнимаю себя двумя руками.
Я мир увидел в детстве раннем. – присаживаются на ноги.
Корой древесной я чинил, — имитируют движения «молоточки».
Твои бока – прорехи метил. – приставляют руки на туловище.
А ты казался мне, аил, — приставляют руку ко лбу.
Прекрасней всех дворцов на свете. – показывают восхищение, разводят руки в стороны.
5. Рефлексия НОД «Кукла Катя благодарит за помощь»
-Большое спасибо, вам, ребята! Вы очень отзывчивые и добрые. Мне очень было весело с вами. Теперь я могу легко и с радостью отправляться в гости к моей дорогой кукле Чейнеш, потому что, я знаю что такое аил, что о нем даже написаны стихи алтайским поэтом Лазарем Васильевичем Кокышевым, и как и из чего его можно построить.
Культура
Традиционный образ жизни
Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.
Жилища
Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах. Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев, из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.
Несмотря на многие социальные и политические изменения, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.
Одежда
Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.
Кухня
Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).
Примечания
- Перепись 2002 г. (в отличие от предыдущих переписей в СССР) в состав алтайцев не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (3114 чел., 2002 г.), телеуты (2650 чел.), теленгиты (2399 чел.), тубалары (1565 чел.), челканцы (855 чел.). С ними численность алтайцев составляет 77 822 чел. (2002 г.). С челканцами, тубаларами и теленгитами (которые по переписи 2010 г. включены в состав алтайцев как их субэтносы) — 72 058 чел. (2002 г.).
- ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009.
- Перепись 2010 г. в состав алтайцев включила следующие народности: теленгиты (3712 чел.), тубалары (1965 чел.), челканцы (1181 чел., 2010 г.; то есть собственно алтайцев 67 380 чел.); но не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (2892 чел., 2010 г.), телеуты (2643 чел., 2010 г.). С ними численность алтайцев составляет 79 773 чел. (2010 г.)
- ↑
- ↑ С кумандинами, телеутами, теленгитами, тубаларами, челканцами
- ↑
- Алтайцы // Тува: словарь культуры / сост. С. В. Маркус. — М.: Академический проект, 2006. С. 37. — ISBN 5-8291-0757-0
- ↑
- Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. — Москва, Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 150. — 444 с.
- Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк / Отв. ред. А. П. Окладников. — Л: Наука, 1969. — С. 16-17. — 196 с.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2020.
Денисовцы и не только
Ещё важнее то, что из костей удалось секвенировать ДНК, и оказалось, что останки относятся к одному подвиду человека, прежде учёным неизвестному. Генотип этого неизвестного гоминида ближе всего к гейдельбергскому человеку и аборигенам тихоокеанских островов. Денисовцы в период 170000-40000 лет назад жили в горах всей Центральной и Южной Азии. У них были тёмная кожа и карие глаза, они активно скрещивались с неандертальцами, а потом и с кроманьонцами. Однако к алтайцам, древним и современным, этот денисовский человек не имеет никакого отношения. Денисовцы не выдержали конкуренции с Homo sapiens и в итоге благополучно вымерли.. Хотя они, как оказалось, обладали удивительной способностью дышать сильно разрежённым воздухом. А также умели рисовать, делать бусы, обрабатывая кусочки скорлупы страусиных яиц, нанизывать на кожаную тесьму ракушки, вырезать из мягкого камня браслеты. Причём используемые ими технические приёмы опередили своё время на несколько десятков тысяч лет. Но, увы, они не прямые предки народов Большого Алтая! До прихода советской власти в эти края сами алтайцы себя алтайцами не называли. Люди точно знали, к какому племени и роду принадлежат. Ведь и в начале XX века многие из них оставались кочевниками. И только некоторые племена вели осёдлый образ жизни. А кочевники помнят своё родство чуть ли не со времён Чингисхана, если не раньше. И хотя они называют себя «алтай-кижи», но это «алтай-кижи» разного происхождения. Желание людей вернуть разделение по родам-племенам и вернуть все, «как раньше», стало заметно со времён перестройки. Вновь появились зайсаны — родовые старейшины, начались племенные съезды, огромную власть приобрели шаманы и колдуны — словом, в XXI веке там началась новая жизнь по традициям старины. Но есть одна проблема. Хоть чиновники суверенной Республики Алтай и любят упоминать в своих речах о великой и древней культуре алтайского народа, пазырыкские курганы и принцесса Укока также не имеют отношения к тем людям, которые сегодня живут на Алтае.