Александрплац

Немного истории

История здесь тесно соприкасается с современностью и органично дополняет её. Александерплатц — единственная в немецкой столице площадь, которая не изменила своё название с начала XIX века.

В наши дни площадь пользуется большой популярностью. Здесь всегда людно, много туристов и местных жителей.

А названием эта огромная прямоугольная площадь, зажатая между историческими крепостными валами, обязана российскому императору Александру I, который посетил Берлин в 1805 году. Переименовав Торплац (так площадь называлась раньше, в честь короля Тора) и дав ей имя российского императора король Пруссии своим указом увековечил союз с Россией против Наполеона Бонапарта, заключённый на этой площади в октябре того же года.

За свою многовековую историю это место бывало и местом казни опасных преступников, и скотным рынком, затем воскресным рынком, и просто местом жизни небогатого люда.

Как в былые времена, так и в наши дни на Александерплатц велась активная торговля.

Первые дома вокруг Торплац появились в XV веке, а к началу XVIII их было уже 600. Здесь жили мясники, пастухи, с появлением мануфактур — шерстяных и шёлковых — начали селиться ремесленники, рабочие, чуть позже отставные солдаты, представители мелкой буржуазии. На южной стороне площади проводились военные парады, был оборудован военный плац, а вот воскресный рынок в северной части исчез из карт площади в конце XIX века — его просто закрыли.

Начало следующего века стало настоящим расцветом центральной столичной площади: пущен трамвай и проложены железнодорожные линии, построена станция метро (1913 г) и крупные универмаги.

Война оставила уродливый след на улицах города.

Весной в 1945 году Александерплац разделила судьбу сотен других берлинских зданий и улиц — она была почти полностью разрушена.

За последнее столетие центральная площадь Берлина перетерпела несколько реконструкций.

  1. Масштабная реконструкция 1920 года

Знатоки, интересующиеся историей и архитектурой, многое могут почерпнуть о её деталях и особенностях из романа Альфреда Дёблина «Берлин Александрплац» и его экранизации, там запечатлён дух и многие факты того времени.

Или просто посмотрите старые фото. Это гораздо интереснее, чем читать скучные сухие отчёты либо рыться в архивах.

  1. Реконструкция 1966-1970 г. г. (арх. Швейцер, Чешнер, Шульц)

В результате этой реконструкции трамвайные линии были убраны, транспорт выведен за периметр. Это увеличило территорию площади в 4 раза, а в центре была создана пешеходная зона. Именно в те годы Alexanderplatz стала главной площадью и визитной карточкой Восточного Берлина, здесь начали проводиться крупные мероприятия.

На некоторое время трамваи выводили за пределы площади, однако позже он вновь получил право на существование.

На северо-востоке на протяжении десятилетия (1961—1971) один за другим появились памятники эпохи социалистической архитектуры: Дом учителя, Дом электротехнической промышленности, Дом путешествий и другие приметные здания, о которых расскажем чуть ниже.

  1. Реконструкция в 1990-е годы

Основной результат третьей по счёту в истории площади реконструкции, начавшейся после объединения двух частей Германии — на Alexanderplatz снова вернулся трамвай.

  1. 2006-2019 г. г.

В настоящее время идёт полная реконструкция главной площади города, которую сначала планировали закончить в 2017 году, но очевидно, из-за её масштабности работа завершиться позже — в 2019 г.

Сейчас на площади ведутся работы по ее обновлению и модернизации.

Именно из-за неё и встречаются в отзывах путешественников вот такие фразы:

Олег К, июль 2018:

Светлана Жилина, октябрь 2017:

Это интересно: Берлин — торговый центр «Forum Steglitz»

Городской вокзал

Станция Александерплац, резьба по дереву, 1882 г.

Станция Александерплац около 1885 года

Повреждения, нанесенные войной в мае 1945 г.

В 80-е годы

Одноименная станция была построена на площади Александерплац с 1881 по 1882 год для строителей по проекту Иоганна Эдуарда Якобсталя для Берлинской городской железной дороги, построенной с 1875 года . Строительство проходило на засыпанном Кенигсграбене, бывшем рве старого Берлина . Станция была выкладывается как четыре трека через станцию с центральными платформами и оснащена 164-метровым, полукруглой платформой залом. Большинство операционных залов станции располагалось в каменных сводах виадука . С восточной стороны вокзала также построили двухэтажное крыльцо с куполообразными концами. Первые пригородные поезда остановились на станции Александерплац 7 февраля 1882 года, первые поезда дальнего следования спустя добрые три месяца, когда расписание изменилось 15 мая.

В период с 1925 по 1926 год платформенный зал был обновлен по проекту Фридриха Хюльзенкампфа . Старый зал пришел в упадок из-за отсутствия ремонтных работ во время Первой мировой войны и периода инфляции . При перепланировке зала Deutsche Reichsbahn придавала большое значение улучшенному освещению платформ.

11 июня 1928 года эра городской железной дороги началась на Штадтбан, а значит, и на станции Александерплац. Однако в начале смены тяги паровозы все еще находились в эксплуатации, которые постепенно были заменены электровагонами.

С 1929 по 1932 год были переоборудованы прилавки и залы ожидания. Архитектор Рейхсбахноберрат Фриц Хане разработал для этого дизайн . Эта реконструкция была связана с необходимым статическим усилением арок легкорельсового транспорта, которое проводилось в то время. Раскрытие фундаментов станции для их укрепления было использовано для оснащения станции подвалом. Также был создан прямой переход к построенной тогда же станции метро ( ), оборудованный эскалаторами .

В ходе авианалетов союзников на Берлин во время Второй мировой войны 23 ноября 1943 г. комплекс станции был поврежден бомбами. Во время битвы за Берлин с апреля 1945 года движение городской железной дороги на станции Александерплац простаивало. Междугородное сообщение прекратилось уже в 1942 году. Возобновление движения городской железной дороги произошло 4 ноября 1945 года. С конца 1945 года велась реконструкция и реконструкция здания вокзала, которая длилась до 1951 года.

М2, М4, M5 и M6 трамваи остановки напротив станции Alexanderplatz

Следующая модификация произошла уже в 1962 году, в основном в связи с удалением наземной кольцевой развязки. К 1964 году здание вокзала было адаптировано к социалистическому городскому пейзажу на Александерплац по проекту архитекторов Ханса Иоахима Мая и Гюнтера Андриха . Боковые стены получили простое высокое остекление, а каркас — гранитный шпон. Через нижнее строение был проведен пешеходный переход. Архитектор Гюнтер Андрих и инженер-строитель Хорст Пауль Гюнтер Мацко получили международную архитектурную награду за реконструкцию, которая должна была выплачиваться в Вестмарке, и поэтому им не разрешили получить награду.

Кроме того, на городской железной дороге теперь также использовалась одна сторона платформы для междугородних перевозок, которая не использовалась с 1942 года и для этой цели была увеличена с 70 до 96 сантиметров. С тех пор стало возможным гораздо более гибкое оперативное управление. Из-за большого цикла движения трамвая до 90 секунд, некоторые группы поездов также останавливались на платформе скоростной железной дороги (внутри), чтобы перейти на Керглейс 13 в качестве маневрового маршрута, а оттуда отправиться в обратном направлении. на бывшей междугородной платформе.

После политического переворота , теперь ответственный Сенат Берлина снова планировал перепроектировать вокзал и трамвайные арки, на этот раз с учетом того, что Deutsche Bahn уделяет внимание маркетингу помещения. Архитекторы Роберт Пол Нисс и Ребекка Честнатт создали концепцию «архитектуры слоев времени» для ремонта

При этом следует сохранить или сделать видимыми участки различных этапов развития станции. Реконструкция длилась с 1995 по 12 марта 1998 года. «Zeitschicht GDR» не была задокументирована во время этой реконструкции, но была полностью удалена. Многочисленные магазины, а также центр обслуживания клиентов S-Bahn и туристический центр DB переехали на переоборудованную станцию. С 1998 года S-Bahn останавливается исключительно на восточной платформе, а западная платформа теперь используется региональными поездами.

Влияние

Фильм произвел впечатление на многих известных режиссеров и критиков. Сьюзан Зонтаг написала благодарность в сентябрьском номере журнала Vanity Fair за 1983 год . Режиссеры Майкл Манн и Фрэнсис Форд Коппола упомянули сериал как оказавший влияние. В 1990-х режиссер Тодд Хейнс заимствовал образы из фантасмагорического эпилога фильма в Velvet Goldmine .

Фильм также упоминался в культовых телесериалах, таких как The Critic and Mystery Science Theater 3000 . Журналист NME и The Wire Крис Бон писал под псевдонимом «Биба Копф» с 1984 года, отдавая дань уважения своему центральному персонажу.

Литература

  • Harald Hauswald (Foto), Günter Lamprecht (Hrsg.): Alexanderplatz: Geschichten vom Nabel der Welt. Jaron Verlag, Berlin 2012, ISBN 978-3-89773-693-1.
  • Alexander Schug (Hrsg.): 5 Namen — 1 Platz. Der Berliner Alexanderplatz. Vergangenheitsverlag, Berlin 2008, ISBN 978-3-940621-00-9.
  • Gernot Jochheim: Der Berliner Alexanderplatz. Ch. Links Verlag, Berlin 2006, ISBN 978-3-86153-391-7.
  • Annegret Burg: Alexanderplatz Berlin. Geschichte Planung Projekte. Senatsverwaltung für Stadtentwicklung Berlin. Kulturbuch, Berlin 2001, ISBN 3-00-007839-8.
  • Hans-Joachim Pysall: Der Alexanderplatz — Das Alexanderhaus. jovis, Berlin 1998, ISBN 3-931321-87-8.
  • Entwicklungsgemeinschaft Alexanderplatz: Alexanderplatz. Städtebaulicher Wettbewerb. Senatsverwaltung für Stadtentwicklung Berlin. Ernst & Sohn, Berlin 1994, ISBN 3-433-02477-4.
  • Gisela Fiedler-Bender: Peter Behrens. Berlin Alexanderplatz. Bezirksverband Pfalz. Die Pfalzgalerie, Kaiserslautern 1993, ISBN 3-89422-066-X.
  • Max Missmann, Hans-Werner Klünner: Berliner Plätze. Argon, Berlin 1992, ISBN 3-87024-223-X.
  • Klaus J. Lemmer: Alexanderplatz. Ein Ort deutscher Geschichte. Parkland, Stuttgart 1991, ISBN 3-88059-602-6.
  • Ursula Hirsch: Aus der Geschichte des Alexanderplatzes, neunteilige Serie in der Tageszeitung BZ am Abend, Februar 1969. Ergebnisse aus Recherchen im Stadtarchiv

С этим читают

История

«Алекс» (так лаконично называют горожане одну из самых популярных площадей главного немецкого мегаполиса) уходит корнями в XIII век. В то время это место находилось за пределами Берлина, защищенного крепостной стеной. Здесь, у восточных Одербергских ворот, соединялись торговые пути, ведущие из ганзейских городов на Балтийском море.

И скотный рынок, и место казней

В 1272 году на территории сегодняшней Александерплац появилась больница для прокаженных и примыкающая к ней часовня Св. Георгия. Кроме того, крепостная стена скрывала от глаз жителей столицы лобное место. Между 1391 и 1448 годами здесь осуществлялись как минимум две публичные казни в год. Тридцатилетняя война сократила население Берлина, многие дома были сожжены и разрушены.

Для улучшения защиты Фридрих Вильгельм решает построить новое кольцо крепости. Зона перед Одербергскими воротами (теперь они называются Georgentor (Георгентор)) становится частью города. За небольшое вознаграждение Великий курфюст продает участки земли, и на площади появляются жилые дома и мануфактуры. Ярмарку скота, существовавшую до 1681 года, переоборудуют в воскресный рынок.

В 1701 году Георгентор переименовывают в Königstor (Королевские ворота), а место перед ними — в Thor Platz (Торплац). В 1800 году в этом районе проживают уже около 700 семей, членами которых являются ремесленники, отставные солдаты, рабочие и купцы. Южная часть площади используется для парадов, в то время как на севере продолжает идти в гору торговля.

Торплац становится площадью Александра

25 октября 1805 года в Берлин прибывает российский царь Александр I. Цель визита монарха — получение поддержки Пруссии в войне с Наполеоном. Торжественная встреча глав двух держав состоялась на Торплатц. В результате переговоров было подписано соглашения о совместных действиях в рамках антифранцузской коалиции. В ознаменование союза Фридрих Вильгельм III издает указ, согласно которому Торплатц получает имя высокопоставленного гостя и отныне называется Александрплац.

Александерплац в XX веке и в наши дни

Начало прошлого века стало временем процветания площади

Крупные универмаги, офисные здания и развитое транспортное сообщение сделали Alexanderplatz важной частью столицы Германии. В 1936 году это место ежедневно пересекали около 35 000 автомобилей. Окончание Второй мировой войны восточный центр города встретил в руинах

Окончание Второй мировой войны восточный центр города встретил в руинах.

К 1958 году территория, вошедшая в состав ГДР, была очищена от остатков разрушенных сооружений и превращена в пешеходную зону. Глобальная реконструкция началась в 1966 году. По окончании градостроительных работ площадь Александрплац составила 80 000 м2. После падения Берлинской стены на Алексе возвели новые жилые и коммерческие здания. Вновь появились трамвайные линии. В ближайшем будущем, согласно планам архитектора Ганса Колхоффа, главную площадь восточного Берлина украсят 11 небоскребов.

Достопримечательности Берлина

Александерплац в Берлине: место, где соприкасаются история и современность

Рубрика: Берлин

Александерплац, или Александровская площадь (нем. Alexanderplatz) относится к наиболее значимым местам в Берлине. Это не только одна из самых известных площадей города (находится в центре района Кенигштадт), но одновременно одна из главных достопримечательностей и ведущий транспортный узел столицы Германии. Здесь удивительным образом соприкасаются, сливаясь воедино, историческое прошлое и современность.

Сама по себе площадь является пешеходной зоной, на ней пересекаются три линии метро Берлина, четыре линии трамваев, а также линии пригородно-городских скоростных поездов S-Bahn. По имеющейся статистике, порядка 350 тысяч и более человек каждый день пересекают эту площадь либо делают здесь пересадки с одного транспорта на другой. И глядя на это всеобщее оживление, трудно представить себе, что когда-то Александерплац вовсе не была площадью…

Строительный бум и реконструкция (с 2004 г.)

Ремонт универмага Centrum начался в 2004 году под руководством берлинского профессора архитектуры Йозефа Пауля Клейхуэса и его сына Яна Клейхуэса. Здание было увеличено примерно на 25 метров и с тех пор работает под названием Galeria Kaufhof. В период с 2005 по 2006 год Berolinahaus был отремонтирован и с тех пор стал филиалом сети одежды C&A.

В 2005 году BVG начала работы по продлению трамвайной линии от Prenzlauer Allee до Alexanderplatz (Alex II). Первоначально этот маршрут планировалось открыть в 2000 году, но его несколько раз откладывали. После дальнейших задержек, вызванных чемпионатом мира по футболу 2006 года, маршрут открылся 30 мая 2007 года.

Реконструкция метро Alexanderplatz U-Bahnhof, крупнейшей станции метро Берлина, продолжалась с середины 1990-х годов и была окончательно завершена в октябре 2008 года.

В феврале 2006 года началась реконструкция пешеходной площади. Планы реконструкции были предоставлены архитектурным бюро Gerkan, Marg und Partner и гамбургской компанией WES-Landschaftsarchitekten. Окончательные планы явились результатом конкурса на проектирование, объявленного властями Берлина в 2004 году. Однако работы по укладке дорожного покрытия были временно прерваны через несколько месяцев после начала строительства к чемпионату мира по футболу 2006 года, и все котлованы пришлось временно заасфальтировать. Строительные работы удалось завершить только в конце 2007 года.

Плац была вымощена желтым гранитом, обрамленным серой мозаикой вокруг зданий. Wall AG модернизировал подземные туалеты 1920-х годов за 750 000 евро. Общая стоимость редизайна составила около 8,7 миллиона евро.

12 сентября 2007 года открылся торговый центр «Алекса». Он расположен в непосредственной близости от площади, на месте старого берлинского полицейского управления. С торговой площадью 56 200 м 2 это один из крупнейших торговых центров Берлина.

В мае 2007 года техасская девелоперская компания Hines начала строительство шестиэтажного коммерческого здания под названием «die mitte». Здание построено на участке площадью 3900 м 2 , который, согласно планам Коллхоффа, замыкает площадь с востока и, таким образом, уменьшает площадь Platz. Здание было открыто 25 марта 2009 года.

В начале 2007 года строительная компания Wöhr + Bauer создала подземный гараж с тремя уровнями ниже Александерштрассе, расположенный между башней отеля и зданием Elektroindustrie, строительство которого обошлось в 25 миллионов евро и вмещает около 700 автомобилей. Открытие состоялось 26 ноября 2010 года. В то же время Сенат сузил Александерштрассе с почти 100 метров до 58 метров в ширину, таким образом, уменьшив ее до трех полос движения в каждом направлении. Стоимость этого составила 9,7 миллиона евро.

За вокзалом Александерплац, рядом с кинотеатром Cubix в непосредственной близости от телебашни, в период с 2012 по 2014 год было построено 30-метровое жилое и коммерческое здание Alea 101.

Площадь Александерплац — самая большая преступность в Берлине. По состоянию на октябрь 2017 года, Александерплац была классифицирована как криминальная зона (место, подверженное криминальному загрязнению) Федеральным законом Берлина Allgemeinen Sicherheits- und Ordnungsgesetz (Общие законы о безопасности и планировании).

Вопросы и ответы

При поиске отеля пользователи momondo обычно находят полезной эту информацию:

Какой в отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz уровень цен по сравнению с другими 4-звездочными гостиницами в г. Берлин?

Цены в отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz обычно ниже, чем в среднем отеле категории (4 звезды в г. Берлин. Как правило, ночь в гостинице г. Берлин стоит около 8 906 ₽. Проживание в отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz скорее всего обойдется вам в 6 109 ₽ за ночь, то есть на 2 797 ₽ дешевле, чем в среднем по городу Берлин.

Долго добираться из отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz в Берлин Бранденбург?

Если вы планируете добираться из отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz в Берлин Бранденбург (или наоборот) на машине, на дорогу стоит заложить около 35min — это 18,9 км.

Я прилетаю в Берлин Бранденбург. Как мне лучше добраться до отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz?

Если по прилету в Берлин Бранденбург вы планируете арендовать машину, не волнуйтесь: в отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz есть парковка. Прокат авто может обойтись вам порядка 2 722 ₽ в день. Многие гости отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz также предпочитают такси или онлайн-сервисы по заказу авто. Берлин Бранденбург — ближайший к отелю аэропорт.

В отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz разрешается проживание с домашними животными?

Двери отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz открыты для вас и ваших питомцев.

В отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz можно поесть?

На территории отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz есть бассейн?

Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz расположен не очень далеко от центра г. Берлин?

Расстояние от отеля Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz до центра г. Берлин составляет 0,2 км. Там находится Стадион O2 World — популярная туристическая достопримечательность.

Как позвонить в отель Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz?

В отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz есть Wi-Fi?

Да, Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz предоставляет гостям доступ к Wi-Fi.

В отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz есть тренажерный зал или фитнес-зал для гостей?

В отеле Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz есть фитнес-центр для гостей, предпочитающих не прерывать тренировки на время поездки.

Показать все вопросы и ответы

Будущее площади Platz

Alexanderplatz 11 апреля 2020 года в 18:28 во время COVID-19 Lockdown в Берлине

Существуют долгосрочные планы по сносу 125-метрового бывшего Interhotel Stadt Berlin (ныне Hotel Park-Inn), который будет заменен тремя небоскребами. Неясно, будет ли этот план реализован и когда он будет реализован, особенно с учетом того, что башня отеля получила новый фасад совсем недавно, в 2005 году, а заполняемость отеля очень хорошая. Однако в ближайшие несколько лет планы могут уступить место предлагаемому преобразованию нового блока высотой 35 метров. Предыдущий основной арендатор комплекса Saturn переехал в здание die mitte в марте 2009 года. В 2014 году Primark открыл филиал в здании отеля.

Большинство из запланированных 150-метровых небоскребов, вероятно, никогда не будет построено. Штат Берлин объявил, что не будет принуждать рынок к исполнению соответствующих контрактов на городское строительство. Из 13 запланированных небоскребов 10 остались после внесения изменений в планы, восемь из которых имеют права на строительство. Инвесторы в торговом центре Alexa с 2007 года несколько раз заявляли, что продадут свои доли в участке инвестору, заинтересованному в строительстве высотки. С 2010 г. указаний на возможных инвесторов не поступало.

Первые конкретные планы строительства высотки разработал Hines, инвестор Die mitte. В 2009 году было объявлено о строительстве башни высотой 150 метров за die mitte. 12 сентября 2011 года был представлен слегка измененный план застройки, который предусматривал строительство жилой башни на 400 квартир. В начале 2013 года план развития был открыт для общественности.

Осенью 2015 года Сенат Берлина организовал два форума, на которых заинтересованные граждане могли выразить свое мнение о предлагаемых изменениях площади Platz. Архитекторы, градостроители и представители Сената провели открытые обсуждения. Однако тогда было вновь заявлено, что планы строительства высотных домов не обсуждаются. Согласно генеральному плану архитектора Ханса Коллхоффа, будет продолжено строительство до одиннадцати огромных зданий, в которых разместятся магазины и квартиры.

В начале марта 2018 года было объявлено, что районный офис Митте предоставил разрешение на строительство первой жилой высотки на площади Александерплац — 150-метровой Александровской башни. На 29 из 35 этажей планируется построить 377 квартир. Он будет расположен рядом с торговым центром Alexa с запланированной датой завершения 2021 года.

Площадь

Александерплац посещают почти все берлинские туристы, часто даже не включая площадь в свой маршрут, но тут сходится несколько веток всевозможных видов транспорта: городских электричек, поездов, трамваев, метро, автобусов.

Общий вид на Александерплац с телебашни

Возле площади располагается одноименный вокзал, где останавливаются городские электрички S-Bahn, а под площадью сходятся три ветки метро: U5, U8 и U2. Все это объединено в единый пересадочный узел. Но рельсовый транспорт на площади представлен еще и трамваями, которые достались Берлину в наследство от ГДР.

Проезжая мимо Александрплаца не стоит пропускать эту берлинскую достопримечательность. Площадь туристическая, оживленная, интересная. Для приезжих работают продавцы сувениров, кафе и прочие развлечения. Но главное, тут очень чувствуется дух ГДР, смешение стилей и культур двух Германий, западной и, близкой нам, восточной.

Часть зданий на площади могут показаться знакомыми жителям СНГ это, в первую очередь три Дома: Путешествий, Промышленности и Учителя, выполненные в классическом для социалистических стран стиле. Сейчас они превращены в обычные офисы, но признаны архитектурным достоянием и их внешний вид сохранен практически в оригинале.

Отель Park Inn

Любителей шопинга заинтересует торговый центр «Галерея», бывший универмаг «Центрум». В нем находится множество магазинов с брендовой одеждой крупных международных и немецких компаний.

Также на Александрплац находится небоскреб уже упоминавшегося отеля, который сегодня называется «Park Inn». Но нельзя сказать, что здание впечатляет – на фоне небоскребов Нью-Йорка отель меркнет, кроме того, это даже не самая высокая гостиница Берлина. Хотя в недалеком будущем власти хотят окружить площадь высотными зданиями, создав деловой конгломерат в центре Берлина.

Гораздо более интересно выглядит телебашня, которая находится не на Александрплац, а немного в стороне – возле вокзала. Футуристическое здание высотой 368 метров (по шпилю) видно почти из любой части Берлина. Также на башне работает доступная для всех желающих смотровая площадка.

Но на улице Александрплац находится еще два архитектурных объекта: фонтан и часы. «Фонтан дружбы народов» построен в 1970 году, его высота более 6 метров, а диаметр – 23. В 2007 году завершилась его реконструкция. А часы – достаточно необычный памятник, получивший имя «Урания», показывающий мировое время. Циферблат расположен горизонтально и вращается на фоне неподвижных названий городов. Сверху скульптура украшена парадом планет, а циферблат расположен на ножке, которая стоит в центре розы ветров.

Фонтан дружбы народов, он же «брошь проститутки»

И скотный рынок, и место казней

История площади Александра берет свое начало с раннего Средневековья. Она единственная в Берлине, сохранившая свое местоположение с тех давних времен, точнее, с XIII века. Вряд ли можно сказать, что тогда она была менее оживленной, чем сейчас: здесь находился скотный рынок, а также проводились публичные казни преступников. Берлинцы даже дали этому месту зловещее название – «Дьявольский сад». Когда же торговлю скотом в черте Берлина запретили, рынок не исчез, просто из скотного он стал воскресным.

С XV века окрестности площади стали застраиваться: это время появления вокруг нее первых жилых домов. Город тем временем продолжал расширяться, и будущая Александерплац оказалась между крепостными валами, как бы зажалась ими. По этой причине она отличается от площадей других европейских городов, у нее нетипичная прямоугольная форма. Уточним, что до XVII столетия она располагалась за крепостной стеной. К началу XVIII века вокруг площади было уже шесть сотен домов, в которых проживали мясники и пастухи. Тогда она официально называлась площадь короля Тора, или Торплац.

На XVIII столетие пришлось бурное промышленное развитие города. Вследствие этого вокруг площади выросли шерстяные и шелковые мануфактуры. Появились дома мелких буржуа и отставных солдат, ремесленников и рабочих. Южную часть площади переоборудовали под военный плац (здесь проводили военные парады), а в северной так и остался воскресный рынок. С середины 1700-х годов возникла ежегодная традиция проведения здесь ярмарок шерсти.

О месте Александерплац

Эта площадь была рыночной, называлась Торплац. На ней получалось и военные парады проводить, и скотом торговать. А вскоре после переименования в 1805 году площадь Aлександерплац в Берлине стала ещё более посещаемым местом. Её облюбовал рабочий люд, который потянулся в города в ходе индустриальной революции. В марте 1848 году здесь проходили бои. И пусть ни одно строение тех времён не сохранилось, память об антинаполеоновском союзе Александра I и Фридриха Вильгельма III существует как название площади  Aлександерплац (нем. Alexanderplatz). Более полумиллиона человек ежедневно пересаживаются с трёх веток метро на скоростные поезда или трамваи. В переходах не редкость наркоманы. Там легко встретить русскоговорящих людей, слышны звуки скрипок, народные и просто популярные песни (в т.ч. русскоязычные). Лабиринт переходов ведёт к подземке, которая точь-в-точь, как в известном сериале «Берлин. Aлександерплац» Р. В. Фассбиндера. На поверхности роллеры, полицейские и мелкие воришки, небольшие компании юношей и девушек. Можно встретить даже перуанских музыкантов. Площадь Александерплац в Берлине знаменита на весь мир. Здесь очень много туристов. Поэтому желающие посмотреть на часы мира или фонтан дружбы народов должны заранее позаботиться о бронировании гостиничных номеров. Отели площади, к слову, демократичны  и относятся  к различным категориям цен (от хостела до четырёх звезд). Современность на площади Александра встречается с недавним прошлым. Самые старые здания дошли из начала двадцатого века. В 1913 году ввели в строй павильон – вход на станцию метро. Потом, в 1932 построили по проекту П. Беренса Беролинахаус (Berolinahaus) и Александерхаус (Alexanderhaus). До 30-х годов прошлого века Aлександерплац украшала медная фигура женщины, которую пожертвовали на военные нужды во времена гитлеровских войн. То, что эта работа скульптора Худризера олицетворяла собой Берлин, порыв патриотов не остановило… Основные постройки Aлександерплац относятся к периоду ГДР. Тогда же площадь подросла в размерах. В неё «воткнули» иглу телевизионной башни Берлина высотой 368 м. Построили огромный магазин, гостиницу высотой в треть башни (123 м). Тут же расположен Дом учителя. Alexanderplatz была лицом Берлина во время ГДР. Здесь же проходили митинги перед объединением Германии. После объединения в Берлине началась реконструкция и строительство новых зданий, которые продолжаются до сих пор, так что скоро площадь вновь изменит своё обличие.

Индивидуальные доказательства

  1. ^ J. Grapow: Обновление больших вокзальных залов Schlesischer Bahnhof и Alexanderplatz. В кн . : Технология строительства. 5-й курс, выпуск 46 (21 октября 1927 г.), с. 678 ф.
  2. Реконструкция вокзала Александерплац в Берлине. В: Verkehrstechnik. Том 12, выпуск 39 (25 сентября 1931 г.), стр. 478-479.
  3. Берлин и его здания, часть X, том B, системы и здания для движения, (2) междугородное сообщение . Verlag Ernst & Sohn, Берлин, 1984.
  4. Питер Нойман: Железнодорожные вокзалы Берлина вчера, сегодня, завтра. Джарон Верлаг, Берлин 2004 г., ISBN 3-89773-079-0 .
  5. Коротко о новостях — U-Bahn . В: Berliner Verkehrsblätter . Июнь 2016, стр.115 .
  6. ↑ Maritta Tkalec: Lost: Берлинские оригиналы с изображениями всех мозаичных изображений. В: Berliner Zeitung . 10 февраля 2020 г., стр. 8 (печатное издание).
  7. Коротко о новостях — U-Bahn . В: Berliner Verkehrsblätter . Нет.10 , 2013, с.198 .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector