Население республики адыгеи

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.

Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки. 

 Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи. 

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.

Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.

Интересный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Традиционная адыгейская кухня

Большинство продуктов, которыми питаются адыгейцы, не представляют собой ничего особенного (в качестве ингредиентов используется мука, молоко и мясо), однако это вовсе не значит, что национальные блюда этого народа считаются невкусными. К примеру, в повседневной жизни довольно часто люди едят вареную баранину, а бульон используется для того, чтобы приготовить вкуснейший суп. Также некоторые блюда готовятся из мяса птицы с добавлением пикантного соуса на основе острого перца и чеснока.

Из молока адыгейцы обычно делают творог или сыр, добавляя твердые породы травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады в 1980 году весь мир узнал о вкуснейшем адыгейском сыре, который изготавливался тоннами специально для иностранных гостей. Данный продукт можно найти на прилавках российских супермаркетов и на сегодняшний день. Согласно одной из легенд, рецепт данного продукта поведал молодой девушке бог скотоводства Амыш за то, что она спасла заблудившееся стадо овец во время бури.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось ранее, довольно сильно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина знает о том, как сделать из домашнего винограда настоящий нектар богов и имеет собственный рецепт изготовления этого чудеснейшего напитка. В погребах адыгейцев можно увидеть бутылки красного и белого вина, возраст которых составляет несколько десятков лет. Однако чрезмерное употребление алкоголя не приветствуется в Адыгее, поэтому весьма неплохой альтернативой винам являются компоты и фруктовые чаи.

Браки и разводы

Если рассматривать жителей с точки зрения заключения браков и официальных разводов, то государственная служба статистики приводит следующие данные.

Количество заключенных браков по годам за последние 30 лет:

  • В 1991 – 3944.
  • В 1995 – 3601.
  • В 2000 – 2675.
  • В 2005 – 3070.
  • В 2010 – 3454.
  • В 2012 – 3384.
  • В 2013 – 3308.
  • В 2014 – 3026.
  • В 2015 – 2790.
  • В 2016 – 2382.
  • В 2017 – 2513.
  • В 2018 – 2037.

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что несмотря на рост численности, количество регистрируемых браков в республике уменьшается.

Что же касается разводов, то статистика здесь выглядит следующим образом за тот же отчетный период:

  • В 1999 году – 1827.
  • В 1995 – 1816.
  • В 2000 – 2021.
  • В 2005 – 1566.
  • В 2010 – 1698.
  • В 2011 – 1849.
  • В 2012 – 1767.
  • В 2013 – 1905.
  • В 2014 – 1842.
  • В 2015 – 1581.
  • В 2016 – 1651.
  • В 2017 – 1653.
  • В 2018 – 1627.

Если анализировать данные по разводам, то ситуация выглядит таким образом, что несмотря на уменьшившееся количество заключенных браков, ситуация с разводами не снижается. Несмотря на то, что колебания здесь выглядят не столь значительными, необходимо их коррелировать с тем, что количество регистрируемых союзов сокращается. Тем самым можно сделать вывод о том, что количество пар, которые заканчивают свою совместную жизнь разводом, хоть и не столь существенно, но все же увеличивается.

Одежда

Национальный костюм стал своеобразным символом народа. У представителей сильного пола он включает в себя рубаху, широкие штаны и черкески (приталенный кафтан с вырезом ромбовидной формы). С обоих сторон наряда на груди нашивали специальные кармашки, предназначенные для хранения пороха (газыри). Это позволяло воинам перезаряжать орудие даже во время верховой езды на конях.

У представителей старшего поколения рукава одеяния были длинными, у молодых парней узкими, чтобы не мешали в боевых действиях. Огромное значение имел и цвет наряда. У князей было принято облачаться в черкески белоснежного оттенка, дворяне предпочитали алую ткань. Крестьянам доставалась самая непрезентабельная и скромная расцветка: серый, черный или коричневый.

Порой в костюм вносили коррективы и черкеску заменяли на бешмет. По внешнему виду он был практически идентичен с кафтаном, но обладал стоячим воротником. Также на бешмете отсутствовал ромбовидный вырез на груди. В холодные национальное одеяние адыгейцев дополнялось буркой (длинная шуба, пошитая из овечьего меха).

Наряды девушки поражали красотой и буйством цветов. Богатые барышни для пошива костюмов заказывали дорогостоящие материи, например, бархат и шёлк. Девчата из нищей семей вынуждены были довольствоваться шерстяной тканью. Крой платья подчеркивал стройную фигуру черкесок. Он сильно облегал верх и расширялся к низу. Для украшения одеяния использовали кожаны пояс, декорированный изделиями из серебра и золота.

На голову молодые девушки одевали невысокую шапочку, после замужества и рождения ребенка ее заменяли на платок.

Культура, образование, медицина

В ауле было три мечети. В первых двух мечетях верующие совершали намаз. Третья мечеть была построена в 1902 году и рассчитана была на 250-300 человек. Третья мечеть простояла до 1944 года. После освобождения территории аула от немецко-фашистских захватчиков, решением районной администрации мечеть была разобрана. На сегодняшний день в центре аула построена новая мечеть. Она является одной из достопримечательностей нашего аула.
В 1925 году в ауле была построена больница, состоявшая из восьми помещении. Но вскоре больница была перенесена в а. Понежукай, а здание отдали администрации сельского совета, а затем передали под начальную школу. Сейчас в ауле построен новый ФАП, который оказывает медицинскую помощь населению .
В конце 19 и начале 20 века в ауле не было людей, которые могли бы читать и писать на русском или адыгейском языке. Но были те, кто знал арапский язык. Так, с 1910 по 1924 годы в ауле уже было много молодых людей, которые могли читать Коран на арапском языке.
В 1914 году адыгейским благотворительным обществом было принято решение подготовить учителей из числа аульской молодежи. Были отобраны 29 молодых людей, среди которых был Вайкок Аюб из а.Пчегатлукай. После окончания учебы Аюб вернулся в родной аул и стал обучать детей русскому, адыгейскому и арапскому языкам.
В 1922 году в а.Пчегатлукай была открыта начальная школа. Сначала дети учились в доме Дзыбовых, а в 1924 году было построено здание школы. Так же под школу, как уже было отмечено ранее, отдали здание бывшей больницы. Теперь школа из начальной была преобразована в семилетнюю школу, а в 1939 году она стала средней .
В этих зданиях дети учились до 1972 года, пока не было построено новое кирпичное здание школы. В этой школе мы учимся и теперь.
Учителями в школе в разное время работало много талантливых учителей. Среди них Схапцежук Дзегашт Ибрагимович. Схапцежук Д.И. ветеран войны, заслуженный учитель РСФСР.

История и расселение адыгейцев

Адыгейцы в настоящее время проживают компактными группами на территории Адыгеи, по долинам рек Кубань и Лаба. Адыгейцы являются прямыми потомками древнейших жителей этих мест. Антропологический тип местного населения практически остался неизменным с эпохи ранней бронзы. Незначительная монголоидная примесь объясняется присутствием в регионе в ХII-ХIII вв. половцев-кипчаков.

В ХII-IV вв. до н.э. здесь проживали племена так называемой кобанской культуры. Для них был характерен высокий уровень металлообработки при производстве оружия, ювелирных изделий, предметов металлопластики. С III в. до н.э. по IV в. на территории Адыгеи появляются сарматские племена, оказавшие определенное влияние на синдов, меотов и керкетов, являющихся предками современных адыгов.

В IХ в. на территории современной Адыгеи сложился касожский союз племен. В ХII в. завершилось становление многоплеменной адыгской народности. В ХI-ХII вв. на территории Адыгеи появляются половцы; в 1237-1238 гг. регион был опустошен монголо-татарами. После их ухода часть адыгов стала двигаться на восток. После территориального обособления в XIII-XIV вв. кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Начиная с ХVII-ХVIII вв. на территории Адыгеи проживали племена абадзехов, бесленеев, егарукаев, мохошевцев, хаткокаевцев, темиргоевцев, бжедухов.

К концу ХVIII в. все адыгиейцы были уже мусульманами суннитского толка. В то же время вера в Аллаха не мешала им во многом придерживаться традиционных культов и почитать языческие божества. В ХVII-ХVIII вв. Адыгея входила в сферу влияния Османской империи и Крымского ханства, в середине ХVIII в. на Северном Кавказе усилились военные позиции России. В Кавказской войне 1817-1864 гг. западные адыги оказали русским ожесточенное сопротивление. Между тем они не желали подчиняться и Шамилю, предпочитая воевать самостоятельно.

После окончания Кавказской войны несколько сот тысяч адыгейцев были депортированы и рассеяны по странам Ближнего Востока, небольшая группа переселилась в равнинные районы. В 1922 г. Была образована Адыгейская автономная область, с 1937 г. в составе Краснодарского края, с 1991 г. – Республика Адыгея. По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживают более 128 тысяч адыгейцев.

Занимательные смотрины адыгейцев

Один из самых древних обычаев адыгейцев – «Институт девичьей комнаты». Это очень необычная традиция, которая позволяет молодым людям и девушкам самостоятельно выбирать себе пару. Достигнув совершеннолетия, девушки отправляются на свадьбы и праздники, после которых проходят в специально отведенную для каждой из них комнату. Там она общается с молодыми людьми, которые намерены найти невесту. 

Суть таких встреч заключается в знакомстве и беседах, в ходе которых появляются пары. Если же парень решил сделать предложение, он отправляется к своей избраннице и говорит ей об этом. 

В том случае, если он не нравится девушке, она не обидит его, а лишь намекнёт, что уже дала слово другому. Общение в таких комнатах проходит вежливо и спокойно, никто не таит зла и не ревнует к другим собеседникам. 

География

Город расположен в северо-западной части Республики Адыгея, у юго-западного побережья Краснодарского водохранилища реки Кубань. Находится в 95 км к северо-западу от республиканской столицы Майкоп и в 15 км к юго-востоку от города Краснодар. Площадь территории города составляет — 12,57 км2.

Вдоль западной окраины Адыгейска проходит федеральная автомагистраль М-4 «Дон». Вдоль северной окраины проходит автодорога «79К-СХ» (Энем—Адыгейск—Майкоп). Ближайший международный аэропорт расположен в Краснодаре. В 8 км к югу от города находится ближайшая железнодорожная станция Псекупс, расположенная на Северо-Кавказской железнодорожной линии.

Граничит с землями населённых пунктов: Казазов на севере, Гатлукай на востоке, Псекупс и Кочкин на юге и Четук на западе. На северо-западе к городу примыкают СТ (садоводческие хозяйства) — Адыгея, Дружба, Заря, Здоровье, Коммунальщик, Эльбрус и Юбилейное.

Населённый пункт расположен в равнинной зоне республики. Средние высоты на территории города составляют около 45 метров над уровнем моря. Рельеф местности преимущественно слабо-волнистый, с общим уклоном с юго-запада на северо-восток. Перепады относительных высот незначительны. Центральную часть города занимает большой городской парк.

Гидрографическая сеть представлена реками — Четук (протекающая к западу от города) и Дыш (протекающая к востоку от города). На северо-западе к городу примыкает Краснодарское водохранилище.

Кто такие адыгейцы?

Тот, кто не бывал в Адыгее, возможно, призадумается, услышав слова «Адыгея», «Адыгеец». Потому что он не осведомлен об этом народе и его истории. А ведь есть кое-какие, известные любому грамотному человеку, сведения и приметы. У Пушкина, в его «Кавказском пленнике» есть такие строки:

Черкес оружием обвешен,

Он им гордится, им утешен…

Так вот, адыги- это и есть те самые черкесы. Так их называли путешественники и историки, древние, античные, и русские дореволюционные ученые. А сам народ называл себя адыгами или адыге.

Историк Л. Я. Люлье писал еще в 1857 году: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами, между тем они называют себя адыге». На Северном Кавказе живет несколько народов: кабардинцы, абазинцы, черкесы…, Казалось бы, разные народы, а между тем все они – адыги, потому что в древности составляли один народ. И сегодня кабардинец в сердцах может укорить своего земляка за недостойный поступок: «Разве ты не адыг?»

И нынешние адыгейцы сохранили в самом имени республики память об общих предках кавказских народов.

Что означает слово «адыг»? Точного ответа наука еще не дала. Существует несколько толкований. Например, заманчивым было объяснение: «я – сын солнца» или «сын солнечной страны». Однако такой поэтически-возвышенный перевод не нашел строгого научного подтверждения.

Наиболее вероятным, хотя и не таким поэтичным, можно считать одно из последних толкований этого слова: «жители полян» или просто «поляне».

Рассказывая об Адыгее, нельзя найти что-нибудь одно, самое главное. Но, может быть, оно и к лучшему? Можно говорить о многом, о разном, и этот щедро одаренный природой маленький уголок земли станет ближе.

Впрочем, только ли природой? Он щедро одарен людьми и плодами их трудов.

Снежные Кавказские горы, окутанные облаками, поросшие многовековым лесом… Буйные, сильные и быстрые реки, что приводят в движение мощные турбины электростанций и поят своими обильными водами плодородные поля… Налитые колосья пшеницы и прозрачно-розовый рис, бескрайние кукурузные плантации, богатые сады, гостеприимные люди, живущие одной многонациональной семьей, — все это Адыгея, часть Кубани.

Древесина, нефть, природный газ – и всеобщая грамотность, высокая культура, высокоразвитая промышленность. Дары щедрой природы – и создания человеческого разума, творения мудрых свободных человеческих рук, — ну как не гордиться такими богатствами!

В окно самолета можно увидеть сверкающее зеркало недавно созданного Адыгейского моря (более известного как Краснодарское водохранилище), четкие линии шоссейных и железных дорог, проложенных там, где некогда лишь проносились всадники на тонконогих конях или брели, опираясь на посох, неутомимые путники. И сегодня к услугам путешественников будут автобус или машина. Он может скакать верхом, ехать поездом, вновь лететь самолетом: не только железные дороги и автомагистрали связали Адыгею со всеми уголками России – в ее небе пролегли бесчисленные воздушные пути.

Абхазы и абазины («срединные» черкесы)

Абхазов и абазин можно смело считать черкесами наравне с адыгейцами и кабардинцами. Правда, за такое заявление можно и схлопотать задолго до того, как можно будет успеть объяснить все детально. Дело в том, что черкесская общность тут учитывается по некоторым культурным особенностям, и самое главное – языку, но не более того. Абхазы всегда были наиболее организованными и развитыми племенами той культурной группы, которую позднее стали называть черкесами, и больше адыгов отметились в государственном строительстве, основав сначала царство, а затем княжество Абхазия, которое просуществовало до XIX века. Дробление на племена благодаря высокому общественному развитию было неярко выражено, и в целом абхазцы как единый народ к XVIII веку уже вполне устоялись. С абазинами все было сложнее – они не достигли таких высот в общественной организации, и потому до последнего дробились на племена, которые сильно друг с другом враждовали. Настолько сильно, что, наверное, их усобица по всем черкесским меркам была самой развеселой и разнузданной, чему сильно помогала относительная компактность проживания при достаточно крепкой демографии – абазин в горах было больше обычного, из-за чего и воинов племена выставляли больше, но и запрос на богатства и землю также формировался более жесткий.

Абхазы и абазы, с одной стороны, занимают не так чтобы обширные территории, и их не очень много численно, но с другой стороны их ареал обитания является стратегически важным, своеобразным православным или околоправославным клином, который разделяет прочих черкесов на две части, да к тому же дает выход к Черному морю и территориям Грузии. Кроме того, именно эти ребята наиболее христианизированы к началу XVIII века, и нужно не дать войти в действие указу 1717 года, и, с другой стороны, самим приложить некоторые усилия к абазам – и все представители этой подгруппы адыгов примут христианство, русское подданство, и вообще станут кошерными джигитами на царской службе, как бы странно это не звучало. Кроме того, контроль над этим «клином» может позволить России изолировать адыгейцев (западных черкесов) от мусульманского мира, в результате чего те еще быстрее поддадутся русской экспансии. Но это – только до конца XVIII, максимум начала XIX века, когда у абазинов утвердится ислам. Тогда уже будет поздно что-то менять. Но мы ведь говорим про ранние развилки, верно?

Религия

Представители национальности прошли через три периода вероисповедания: язычество, христианство, ислам. В древние времена адыгейцы верили в единство человека и космоса. Они считали, что земля имеет круглую форму и по всей поверхности окружена водоемами и лесами.

Для них существовало три мира: высший, где обитали боги; средний с людьми; нижний, куда отправлялись покойные. Все три мира объединяло древо жизни, которое и в наши дни играет у черкесов сакральную роль.

Например, дедушка после появления на свет внука, в первые двенадцать месяцев обязан посадить деревце. В будущем ухаживать за ним должен ребёнок.

Верховным божеством был Тхашо, создатель Вселенной, управленец жизнью людей и основатель мирских законов. В некоторых религиозных течениях главная роль отводилась богу молний. Адыгейцы верили в том, что души предков остаются на грешной земле и наблюдают за жизнями своих потомков.

Христианство в республике установилось лишь в шестом веке и господствовало вплоть до падения Византии. С шестнадцатого столетия под воздействием султаната Османа начинается распространение ислама. В девятнадцатом веке мусульманство объединило население Адыгеи, превратившись в национальную идеологию в борьбе против попыток Российской империи захватить территорию республики.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд «Первого шага». Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Адыгейцы

Адыгейцы (самоназвание адыге),
народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80
тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и
др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап.
Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы,
сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р.
Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в
Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов —
непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв.
шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др.
более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах
адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство.
Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт.
социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт
А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО.

В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во,
развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См.
Адыгейская автономная область.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии

Адыгейцы, адыгэ
(самоназвание) — народ в России (122.900 человек),
коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут
также в соседних районах Краснодарского края
(20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и
странах Ближнего Востока. До XX века существовали
субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы,
бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги,
махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы,
шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке
фбхазо-адыгейской группы северокавказской
семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе
литературного языка), абадзехский, бжедугский,
шапсугский. Распространен русский язык.
Письменность на русской графической основе.
Верующие — мусульмане-сунниты.

Адыгейцы, как и
другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки
автохтонного населения Северо-Западного
Кавказа. После территориального обособления в XIII
— XIV веках кабардинцев этнические процессы среди
остального населения привели к формированию
современных адыгейцев. Социальное развитие
адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам,
натухайцам и абадзехам (так называемые
демократические племена) удалось ограничить
права своего дворянства, они управлялись
выборными старшинами. Так называемые
аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы,
хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

С 1820-х годов правительство России начало
планомерное завоевание Адыгеи. Подъем
освбодительного движения в годы Кавказской
войны стимулировал исламизацию адыгейцев,
сопровождался внутренней самоорганизацией
адыгейцев, складывались основы
военно-государственного союза всех групп
адыгейцев. Последние очаги сопротивления
адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году.
Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были
депортированы и рассеялись по странам Ближнего
Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в
равнинные районы.

В 1922 году образована Адыгейская автономная
область, с 1937 года в составе Краснодарского края,
с 1991 года — Республика Адыгея.

Традиционные занятия — пашенное земледелие,
садоводство, виноградарство, скотоводство.
Домашние промыслы — плетение, ткчество, бурочное
и кожевенное производство, резьба по камню и
дереву, золотое и серебряное шитье.

В начале XX века при преобразовании малых семей
сохранялись большесемейные общины (до
нескольких десятков человек). Семейно-бытовой
уклад определялся патриархальными обычаями и
нормами. Однако в целом положение женщины было
достаточно высоким. Было распространено
аталычество.

Для традиционных верований характерен
разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ,
лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос,
разнообразные песни — героические, лирические,
бытовые и другие танцы.

Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе
и Я.С.Смирновой в  кн.: Народы России.
Энциклопедия. Москва, Большая Российская
Энциклопедия 1994.

См. также:

Адыги —
материалы статьи Н.Г.Волковой в   кн.: Народы
России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская
Энциклопедия 1994

Литература:

Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957;

Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927;

Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector