Новый иерусалим (музей)

Заказать экскурсию можно по тел. +7 (498) 314-68-38 или +7 (910) 461-18-57.

 Предварительное бронирование экскурсии можно сделать через онлайн-заказ на нашем официальном сайте, чтобы мы могли обработать вашу заявку и оперативно перезвонить вам. За день до заявленной даты экскурсии необходимо подтвердить заказ.

 Форма оплаты:  по наличному и безналичному расчёту.

 Реквизиты для пожертвований:

 Религиозная организация Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

 Среднерусский банк г. Москва

 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2

 тел/факс:   +7 (495) 994-6170

 ИНН 5017029127

 КПП 501701001

  р/с 40703810040440100225 в Сбербанке России ОАО г.Москва

 БИК 044525225

  к/c 30101810400000000225

 Руководитель:  наместник  архимандрит Феофилакт (Безукладников Г.А.)

 ОКПО 11782098

 ОКВЭД 91.31

 ОГРН 1025070000042

 Электронный адрес: newj-palomnik@mail.ru

 Наш адрес:

143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, паломническая служба.

Проезд: см. на странице «Контакты «.

Правила поведения на территории монастыря

 Уважаемые паломники, туристы и гости Ново-Иерусалимского монастыря!

     Вы посещаете действующий монастырь — это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.

  •     Подходя к монастырю, православные люди троекратно совершают крестное знамение с поясным поклоном. Для крестного знамения складывают пальцы правой руки: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагают вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибают к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына  и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают Его две природы — Божественную и человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
  •      Входя в храм, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
  •     Зайдя в храм, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи. Свеча — это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими и символ жертвы Богу и святой обители.
  •     Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться.
  •    К Святому Причащению подходят после покаяния на исповеди. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
  •     Подходить к Святому Причащению нужно смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую).  Со страхом Божиим причаститься  Святых Тайн, не крестясь, поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть Её, и молча отойти к столику с запивкой.
  •      По окончании Литургии необходимо подойти и приложиться к Кресту.  Выходя из храма и монастыря совершить три поясных поклона с крестным знамением.
  •      Не рекомендуется посещать обитель в пляжной одежде, коротких юбках.
  •      Женщины должны быть с покрытой головой.
  •      Мужчинам следует снять головной убор при входе в храм.
  •      На территории монастыря просим не нарушать общественный порядок и с уважением относиться к братии и сотрудникам монастыря.

  Запрещается:

     — использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприёмники, магнитофоны;

     — плевать, сорить на территории монастыря;

     — входить на территорию с животными;

     — ездить на велосипедах, роликовых коньках;

     — заходить на территорию монастыря с холодным и огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами;

     — оставлять детей без присмотра;

     — заходить в зоны проведения строительных и ремонтно-реставрационных работ;

     — экстремистская деятельность.

Спасибо за понимание!

Судьба Патриарха Никона

Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.


Патриарх Никон

В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.

В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.


Капелла

Новый Иерусалим

Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.

В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.

При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.

Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.

Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион

На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.

На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.

В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу

В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.

Гроб Господень

Голгофа

Смотровая площадка

.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.

И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.

Град Новый Иерусалим

Город Истра введен в подмосковную землю недавно — в тридцатом году прошлого века. Потому что полтора века он был городом Воскресенском, и золотое солнце гордо горело в его гербе.

Зимой сорок первого Красная Армия освободила не город Истру, а печальные развалины этого города, в снегу дымились щебень и арматура, и скорбен был вид этого места. После войны город Истра-Воскресенск стал совсем иным, построили здесь заводы, а также оборонные институты. И сейчас на другом берегу реки над городом торчат марсианские башни с изоляторами, похожие на космических засланцев. Там в высоковольтном институте испытывают самолеты на молниеустойчивость, и глупо-бесстрашные путешественники пытаются пролезть через забор на испытательное поле.

Металлическая карта наступления Красной армии под Москвой в 1941 году — первой большой победы в Великой Отечественной

Много чего интересного есть в городе Истре.

Но только ступи на Истринскую землю, как сразу видно, что сквозь город Истру прорастает Новый Иерусалим.

Смотреть на него надо прежде всего потому, что это место, где земля и река навечно сшиты с русской историей — историей Церкви, политической историей и историей военной.

Лучше всего доехать до станции Новоиерусалимская и пройти немного обратно по Волоколамскому шоссе, которое тут больше похоже на городскую улицу.

И с холма сразу встанет среди деревьев Ново-Иерусалимский монастырь.

Этот вид особенно хорош ранней весной или поздней осенью, когда в окрестных рощах пусто и сыро. Царит мокрый запах недавнего пожарища, вокруг умершая осень. Багрец исчез, и осталось в лесах только тусклое золото.

Через реку перекинут узкий мост — на месте старого, что много лет блистал начищенной табличкой «Жителям города Истра от воинов-саперов», а потом рухнул и лежал наискосок течения. Впрочем, табличка исчезла еще раньше.

Река Истра, переименованная патр. Никоном в Иордан

И вот она, ограда монастыря с непарадной, тыльной стороны.

Путеводитель сообщает об этом месте так: «До середины XVII века на месте Истры располагались село Воскресенское и три деревни, которые в 1656 году были куплены патриархом Никоном. Он решил создать здесь особенный монастырь, подобный древнему Иерусалимскому храму в Палестине. Сразу после завершения строительства обитель получила название Нового Иерусалима. Причем так стали именовать не только монастырь, но и обширную местность вокруг него с холмами, названными Сион и Елеон, деревней Капернаум и Гефсиманским садом. И даже река Истра была официально переименована в Иордан».

Главный комплекс монастырских построек. На переднем плане — подземная церковь Константина и Елены, чуть далее — Воскресенский собор

Но жизнь куда прихотливее — Гефсиманский сад, то есть пространство западнее монастыря, населили деревянные постройки Архитектурно-этнографического музея. Стоит у тропинки часовня, можно зайти в добротную крестьянскую избу. Замерла, не движет крыльями, ветряная мельница. На этой мельнице раньше жили четыре кота, среди которых черный был самый наглый. Трещал огонь в печке, висели кругом пучки травы и сушеные грибы.

Возрождённый из пепла

Во время войны архитектура и коллекция музея сильно пострадали. К началу военных действий его не успели эвакуировать. В ноябре 1941 года в срочном порядке вывозились наиболее ценные экспонаты, остальные прятались в тайниках здесь же, на территории музейного комплекса.

Здания монастыря были сильно разрушены немецкими войсками при отступлении. В послевоенные годы начали активно проводиться восстановительные работы. Уже через десятилетие вывезенные в Москву и Алма-Ату коллекции вновь встречала Истра.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в послевоенный период в прямом смысле слова был восстановлен из пепла. В последующие годы ансамбль дополнился архитектурно-этнографической экспозицией, расположенной вокруг основных построек.

Вторая часть прогулки: знакомство с центром Истры

Дальше нас ждет небольшая прогулка по центру города: посмотрим несколько интересных парков, памятников и монументов.

Из монастыря нужно выйти через главный вход. Напомним, он находится с противоположной стороны от того, где мы входили. Вы попадете к автостоянке и — в теплое время года — к сувенирным развалам. Слева от вас посмотрите на памятник борцам за установление советской власти.

Главный вход в Новоиерусалимский монастырь

Впереди будет перекресток: нужно перейти дорогу и продолжить идти прямо — по улице Советская, а метров через 200 свернуть на следующем перекрестке направо — на улицу Первомайская.

После поворота слева от вас находится сквер с памятником воинам-защитникам города Истры, а справа — городской парк. Можно пройти по его краю, а можно зайти и немного прогуляться по нему. Впрочем, и с тротуара вы увидите справа среди деревьев монумент — взлетающий самолет. Эта копия «Ил-2» была установлена в 1995 году в память о защитниках Истры в дни обороны Москвы в 1941 году.

Итак, продолжаем идти по Первомайской улице. Почти сразу за парком справа от вас вы увидите Истринский Дом культуры. Перед ним установлен бюст А. П. Чехова. Вспомним, что писатель служил врачом и в молодости проходил практику в местной больнице.

Если вы хотите сделать красивые фотографии Новоиерусалимского монастыря, особенно если у вас с собой есть фотоаппарат или телефон с хорошим зумом, то в этом месте обязательно сверните направо! Нужно обойти здание Дома культуры справа, продолжить идти по тропинке и через пару минут вы увидите деревянный храм-часовню Вознесения Господня. Это временный храм, который уже давно предполагается заменить на постоянный (раньше на этом месте находилась церковь, уничтоженная во время войны). Часовня стоит на холме, с которого открывается отличный вид на обитель.

Вид на Новоиерусалимский монастырь от храма-часовни Вознесения Господня

Возвращаемся к Дому культуры и продолжаем идти по Первомайской улице. Еще сотня метров, и слева вы увидите главную площадь города перед зданием администрации Истринского муниципального района. Идите к нему, налево, пересеките Первомайскую улицу, пройдите через площадь. Справа от вас будет улица Ленина, по которой мы пойдем чуть позже. А пока пройдите немного вперед, по скверу.

Слева вы заметите памятник слесарю водоканала, или, как его называют горожане, «памятник водопроводчику». Предполагается, что этот монумент, появившийся в 2014 году, напоминает о первой артезианской скважине, которую пробурили в Истре за 90 лет до этого — в 1924 году.

Памятник слесарю водоканала (памятник водопроводчику) в Истре

Вернитесь чуть назад и идите налево, мимо памятника Ильичу, по улицу Ленина

Обратите внимание, что с этого места меняется стиль города. Послевоенные дома прошлого века сменяются современными новостройками

Думаете, ничего интересного вас больше не ждет? Примерно через 300 метров в доме № 14, в котором находится детская школа искусств, вас ждет встреча с Леонардо да Винчи! Великий художник, ученый, изобретатель, писатель, музыкант держит в руках свое самое знаменитое творение —Мону Лизу.

Памятник Леонардо да Винчи в Истре

Еще несколько шагов вперед, и вы окажетесь на площади Дружбы. Именно здесь во время разных праздников устраивают народные гуляния. А когда никаких торжеств нет, по ней можно просто пройтись, посмотрев на разные, установленные на ней скульптуры.

Еще 300 метров вперед по улице Ленина, и вы уже у железнодорожного вокзала и автовокзала — они расположены рядом. В этом месте наша прогулка заканчивается, и мы прощаемся с Истрой.

Краткая история монастыря

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи. На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды. Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector