Константиновский дворец
Содержание:
- Коллекции Константиновского дворца
- Расписание и стоимость экскурсий в Константиновский дворец
- Стрельна — Александрия — Ораниенбаум: три императорские резиденции
- Экскурсия в Стрельну и Константиновский дворец
- «Возрожденный замысел великого Петра»
- «Век нынешний и век минувший»
- «Шедевры Константиновского Дворца»
- Экскурсии по парку «Русская Версалия»
- Экскурсии для организованных групп
- Экскурсия по винным погребам
- В девятнадцатом веке
- В чём же интрига императорского «забвения» этой усадьбы?
- Возрождение комплекса
- Квест
- Как добраться
- Экскурсии во дворец
- Строительство Дворца и парка
- Как добраться
- Создание дворца
- Стрельна
- Технические проблемы
- Парковая зона Константиновского дворца
- Константиновский дворец в советское время
Коллекции Константиновского дворца
Константиновский дворец, восстановленный, можно сказать, из руин не имел своей художественной коллекции. Постепенно его залы стали заполняться картинами, скульптурами и предметами декоративно-прикладного искусства. Значительный вклад в формирование собрания внесли коллекционеры, бизнесмены и правительственные организации.
Особо отметим уникальную коллекцию, принадлежавшую Галине Павловне Вишневской и Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу. Она собиралась ими на протяжении почти 30 лет преимущественно в русской эмиграции (начиная с 70-х годов XX века). После смерти музыканта в 2007 году Галина Вишневская решила продать все ценности, обратившись в аукционный дом Сотбис (Sotheby’s) в Лондоне. Но за два дня до торгов российский бизнесмен Алишер Усманов выкупил всё собрание, переплатив за него, и тут же передал его государству.
Если бы коллекцию распределили по крупным музеям, то она могла затеряться среди многих других предметов искусства. По желанию Алишера Усманова её разместили в Константиновском дворце.
Коллекция Вишневской и Ростроповича уникальна: Брюллов, Репин и Рерих, фарфор и бытовые предметы. Среди примечательных вещей — сервиз Императорского фарфорового завода, подаренный Екатериной своему фавориту графу Орлову. Другой подарок императрицы ему же — фарфоровая табакерка.
По словам Галины Павловны, каждый предмет коллекции ей был очень дорог, каждую вещь она протирала сама лично, не доверяя никому эти сокровища. Когда певица ушла со сцены, у неё появилась возможность посещать различные аукционы и антикварные магазины Европы, где эти предметы искусства оказались благодаря эмигрантам. Иногда Галина Михайловна даже соревновалась с музеями на аукционах, предлагая более весомую сумму, и почти всегда выигрывала. Рассказывали, что, если она приходила на аукцион, то все знали, что другим здесь делать уже нечего.
Среди произведений этой коллекции — рисунки Репина, Рериха и Брюллова, которые мало кому были известны. В собрании также картины Валентина Серова, Ивана Билибина, Александра Бенуа и других мастеров русской живописи. Интересны работы художника Бориса Григорьева, которые Галина Вишневская очень ценила.
Посетить Константиновский дворец можно только с экскурсией, фотографировать в некоторых залах запрещается.
Расписание и стоимость экскурсий в Константиновский дворец
Купить билеты в Константиновский дворец можно как в кассах, так и онлайн на официальном сайте. Продажа на сайте закрывается ровно за сутки до экскурсии.
Билеты в Константиновский дворец приобретаются не просто для входа, а на определенную экскурсионную программу.
Минимальный возраст гостей – 6 лет, дети младше не допускаются на экскурсию.
На выбор доступно несколько программ. Право на приобретение льготных билетов имеют школьники, студенты, инвалиды I и II групп, пенсионеры, имеющие гражданство России.
Стрельна — Александрия — Ораниенбаум: три императорские резиденции
Насыщенная экскурсия позволит познакомиться туристам сразу с тремя императорскими резиденциями. Экскурсия в Стрельну начнется с осмотра садов, а затем Путевого дворца. Далее туристы осмотрят Александрию, где были полностью восстановлены интерьеры Дворца Коттеджа, а завершит экскурсию осмотр Ораниенбауме.
Тип: групповая, автобусно-пешеходная.
Продолжительность: 10 часов.
Стоимость: 1890 рублей, студенты и пенсионеры 1700 рублей, школьники 1650 рублей. Входные билеты оплачиваются дополнительно.
Экскурсия в Стрельну и Константиновский дворец
Обзорная экскурсия позволит узнать о том, каким дворцово-парковый ансамбль планировал Петре Великий, о нелегком строительстве и интересной истории. Гид расскажет о том, как дворец используется сейчас и поведает таинственные легенды о нем. Во время поездки на автобусе вы сможете увидеть все главные достопримечательности Стрельны.
Тип: групповая, автобусно-пешеходная.
Продолжительность: 4,5-5 часов.
Стоимость: от 2000 рублей, студенты, пенсионеры и инвалиды от 1800 рублей, школьники — от 1600 рублей.
«Возрожденный замысел великого Петра»
Обзорная экскурсия по дворцу, во время которых гости увидят парадные залы и гостиные, а также узнают историю дворцово-паркового ансамбля от момента его основания до современности.
Стоимость билетов:
- стандартный – 380 рублей,
- льготный – 230 рублей,
- участники ВОВ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС – 100 рублей (бесплатно в последний понедельник каждого месяца),
- дети до 7 лет, работники музеев и военные срочной службы – бесплатно.
«Век нынешний и век минувший»
На этой экскурсии гости также смогут увидеть роскошные помещения дворца, а также официальные апартаменты Президента России, гостиные и залы, использующиеся для приемов. Гид расскажет не только о прошлом комплекса, но и о том, какую функцию он выполняет в настоящее время.
Стоимость билета 400 рублей, льготы не предусмотрены.
«Шедевры Константиновского Дворца»
Особое внимание на экскурсии уделяется интерьеру дворца. Гид расскажет обо всех хранящихся здесь предметах искусства, которые датируются XVIII и XIX веком
Стоимость билета 400 рублей, льготы не предусмотрены.
Экскурсии по парку «Русская Версалия»
Программа знакомит гостей с аллеями парка, его водными каналами и гротами. Гости смогут увидеть живописный Финский залив и узнать об обустройстве территории вокруг дворца.
Стоимость билетов:
- стандартный – 330 рублей,
- льготный – 230 рублей,
- дети до 7 лет, работники музеев и военные срочной службы – бесплатно,
- участники ВОВ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС – бесплатно в последний понедельник каждого месяца.
Экскурсия проводится только весной и летом. Приобрести электронный билет на прогулку по парку невозможно, он продается только в кассах.
Экскурсии для организованных групп
Для организованной группы, размером не менее 30 человек, возможно проведение индивидуальной экскурсии. Стоимость – 2000 рублей на русском языке, и 3000 рублей на иностранном, либо для переводчика группы.
Отдельно приобретаются входные билеты на выбранную экскурсию.
Экскурсию можно организовать ранее 10 часов утра, или позже 5 часов вечера. Стоимость билета для 1 человека в этом случае составит 800 рублей.
Экскурсия по винным погребам
Винные погреба были основаны во время строительства дворца, они были воссозданы в 2003 году. Туристы могут посетить их в сопровождении профессионального сомелье, который поведает историю виноделия и винах, хранящихся здесь. В завершении экскурсии гостей ждет дегустация напитков.
Экскурсия проводится для организованных групп от 6 человек. Стоимость определяется перечнем вин, минимальная цена – 1000 рублей с человека.
В девятнадцатом веке
История Константиновского дворца в девятнадцатом веке началась с переделки внутреннего убранства. Изначально интерьер комплекса был разработан в античном стиле. Но после пожара в 1803 году восстанавливать внутренние помещения стали Воронихин и Руска. Было принято решение надстроить бельведер. В бельэтаже также сделали парадную анфиладу. В целом, внутренние интерьеры дворца были очень богато оформлены. Всю эту красоту создали мастера Щербаков и Феррари. Следующую реконструкцию провели по приказу сына Павла Первого Константина Павловича. Он пригласил мастеров Мейера и Штакеншнейдера, которые и начали перестройку. В итоге на фасадах появились эркеры и балкончики, а внутренние помещения переоформили в эклектичном стиле.
Еще одним нововведением было то, что домовую церковь было решено устроить прямо во дворце. В основном, во дворце летом и осенью жила семья Константина Константиновича, но фактическим хозяином оставался Дмитрий Константинович. Во дворце были и покои, принадлежащие царице Ольге Константиновне, в которых она жила после смерти мужа.
В чём же интрига императорского «забвения» этой усадьбы?
Историки пишут, что если французская резиденция в Версале возводилась как обитель «царя Земли», то «Русский Версаль» в Стрельне изначально задумывался как дворец морского царя. Император России на тот момент являлся царем четырех морей, и его желанием было увековечить именно эту свою власть. А какое же может быть морское величие без буйства водных стихий? Задумка Петра должна была воплотиться в великолепии не только дворцов и парков, но и «пирамид водяных» и «затей водных» разных форм.
Территория Стрелиной мызы, казалось бы, полностью соответствовала этим притязаниям – прекрасная возвышенность (для дворца), река (перед фасадом), перед рекой – небольшая роща, зеленые уступы гор, спускающиеся к заливу. Но! Петр возжелал, чтоб фонтанная феерия каскада работала без конца (день-ночь), а это уже требовало не только уникальных инженерных решений, но и существенных вложений.
Поскольку нижняя отметка цоколя Большого дворца находилась на 12.7-метровой отметке над нулевым ординаром, то такой каскад был бы невозможен без создания накопительного резервуара (для перепадов воды), который надлежало устроить на отметке 9-10 м выше уровня моря. Иного решения не было. А такое, в свою очередь, повлекло бы затопление рек Кикенки и Стрелки, что также было неприемлемо. Вложения же в гидротехнические сооружения для работы желанных водных феерий были бы огромны. Тем более, что для данного каприза царя уже имелась иная территория, где все составляющие такого проекта для круглосуточной подачи воды уже сошлись вместе. Это был Петергоф! Там и сам ландшафт был не менее эффектен и возможности водных сооружений более подходящий.
Но, как оказалось, логические доводы еще не решают все. А что делать с царской волей, пожелавшей именно Стрельну? И кто сможет решиться убедить царя в «неразумности» его выбора?
Историки не располагают точными документами, как и кто именно пошел на такое «безрассудство» — убедить Петра изменить решение, но склонны относить этот поступок к биографии Б.Х.Миниха. Известно, что Петр взял этого инженера с собой в Стрельну показать «объект» 23 марта 1721 года. С этого дня судьба Русского Версаля переместилась в Петергоф. Исследователи «подозревают», что Миних в ту поездку взял с собой инженерные бумаги российского гидротехника В.Туволкова, который в то время работал над «запасным» вариантом царской резиденции в Петергофе.
Поэтому «убеждение» Петра было аргументированным – с привлечением доказательств по промеру рек, топографической съемки, расчетов и сопоставлением этих данных с данными проекта Леблона, в котором француз предлагал наполнять нужные резервуары (4 шт) из местных рек с юга от дворца, при этом не учитывая дополнительные гидротехнические мероприятия (это было бы нереальным). Так, вероятно, следовало бы прокладывать и новое (изолированное!) русло Кикенки, и уводить его в акваторию залива, а для самой фонтанной системы использовать воды Стрелки. Причем, с учетом существенного укрепления ее берегов и постройкой плотины.
Вот тогда, скорее всего, и произнес Петр I слова сожаления об этой затее, которые мы вынесли в наш эпиграф…
Возрождение комплекса
В 2000 году дворец с окружающими его землями площадью около 200 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента Российской Федерации. С этого времени начались строительно-восстановительные работы.
Восстановление здания
Федеральный центр выделил на реставрацию огромные деньги. Строительные работы проходили днем и ночью.
По старинным чертежам восстановили дворцовые фасады и интерьеры, парк, систему каналов. Гидротехники углубили русла для приема яхт и речных судов. Соорудили фонтаны и мосты, три из них – разводные.
Петербургские ботаники засадили сад новыми растениями и деревьями. В результате титанических усилий Константиновский дворец восстал из небытия.
31 мая 2003 года сооружение царской эпохи предстало во всей своей красе. Благодаря спонсорской помощи от частных российских компаний, Константиновский дворец был восстановлен за 1,5 года.
Новая жизнь в 21 веке
В 2001 году указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным на базе дворцово-паркового ансамбля, исторической резиденции князей Романовых, создан Государственный комплекс «Дворец конгрессов».
С этого времени комплекс имеет второе, современное название «Дворец конгрессов». Он совмещает абсолютно разные функции: красивейший дворцово-парковый ансамбль и государственная резиденция, современный деловой центр и историко-культурный заповедник.
Дворец окружен каналами и парком, в котором расположен великолепный розарий и неповторимый ансамбль фонтанов «Цветы».
«Дворец конгрессов» – деловой центр
Комплекс располагается в Стрельне, в исторической парковой зоне. Он включает:
- Константиновский дворец.
- Нижний и Верхний парки.
- Павильон переговоров, расположенный на Петровском острове.
- Современный Пресс-центр.
- Пятизвездочный отель «Балтийская звезда».
- Консульскую деревню.
- Конюшенный корпус.
- Экскурсионное бюро.
- Ресторан.
- Вертолетная площадка.
- Причал для яхт и судов.
Официальное открытие Константиновского дворца состоялось 31 мая 2003 года. Весь комплекс по праву считается одним из самых престижных мест для проведения мероприятий любого уровня.
Все залы оснащены по последнему слову техники спутниковыми средствами связи, новейшей электроникой. Недалеко – Консульская деревня, состоящая из 20 двухэтажных коттеджей, стилизованных под старину.
С момента официального открытия проводят важные политические встречи, важные международные мероприятия. Здесь прошли:
- Саммит Россия – ЕС.
- Встреча глав государств и правительств «Группа восьми».
- Саммит лидеров «Группы двадцати».
Культурный центр
Сейчас восстановлены исторические интерьеры, открыты несколько экспозиций:
- Летом 2005 года в коллекцию музея из Германии в рамках возврата культурных ценностей передали 4 картины.
- В 2007 году в Константиновском дворце размещена коллекция искусства, собранная Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
- Здесь хранится клад Нарышкиных – собрание серебряных изделий XIX века. В коллекции свыше 2000 великолепно сохранившихся экспонатов: сервизы, кофейники, чашки, наборы ложек и ножей.
Комплекс «Дворец конгрессов» – особо охраняемая территория. Константиновский дворец открыт для посещений только в составе экскурсионной группы.
Квест
Существуют не только классические экскурсии в Константиновский дворец. Сейчас здесь проводят квесты. Это развлечение, в основном, рассчитано на детей, но понравится и взрослым. В чем его суть? Группа игроков ищет императорские сокровища. Во время поиска участники узнают об истории комплекса и о его работе в наши дни. Игрокам необходимо разгадать шифры, которые спрятаны на картинах и панно. Например, кроссворд на тему жизни античных богов и героев. Но на этом интересные задания не заканчиваются. Любой игрок сможет показать себя с лучшей стороны, свой ум, лидерские качества, скорость реакции. Группа для квеста набирается из десяти человек. Игра занимает полтора часа.
Квесты разработаны с учетом возраста детей. Так, есть игра, в которой принимают участие ребята от 6 лет. Называется она «Юнги в гостях у адмирала». Ребята решают различные задачи, а в процессе этого знакомятся с российским флотом.
Для школьников от 10 лет предлагается квест по теме «Найди клад». Здесь нужно разгадывать головоломки, шарады, проявлять смекалку.
Для детей в возрасте от 12 лет предлагается квест по теме «Тайна шедевра». В процессе игры ребята ищут тайную комнату, где спрятан шедевр. Нашедших его ждут призы.
Режим работы Константиновского дворца с десяти утра и до четырех часов дня. Туда можно попасть во все дни, кроме среды.
Как добраться
Многих туристов волнует вопрос, как попасть на экскурсию в Константиновский дворец из Санкт-Петербурга. Это не сложно. Есть несколько способов добраться до комплекса:
- По автодороге. Это самый быстрый способ. Ходит маршрутка, которая останавливается у станции метро «Автово». Любая маршрутка, проходящая через эту станцию и следующая в сторону Петергофа, останавливается возле поселка Стрельна, где и находится комплекс. Он расположен по адресу: Березовая аллея, 3.
- На рейсовых маршрутках. Это маршрут 404 с остановки метро «Балтийская», маршруты 392, 343, 850 с остановками «Проспект Ветеранов», а также маршруты 103 и 402. Они ходят от остановки «Ленинский проспект».
- Трамвай номер тридцать шесть. Он также делает остановку на станции метро «Автово».
Безусловно, нужно развиваться и познавать новое. Это касается и детей, и взрослых. Посетить Константиновский дворец желательно каждому жителю Санкт-Петербурга и всем его гостям. Вы ознакомитесь здесь с экспонатами, архитектурой и ландшафтным дизайном, которые показывают, насколько гениальными были наши предки, создавшие такую красоту.
Экскурсии во дворец
Важно знать каждому туристу, что индивидуальные экскурсии в этом месте не проводятся. Константиновский дворец в Петербурге работает только с группами
Тематика экскурсий разная:
- «Возрожденный замысел Петра Великого». Туристы смогут рассмотреть все помещения для приема гостей в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. Им расскажут историю создания комплекса, а также интересные факты о хозяевах дворца. Экскурсоводы напомнят о реконструкции и военном периоде. Кроме того, в экскурсию входит информация о сегодняшней жизни комплекса. Существуют льготы на стоимость билета, который стоит для взрослых триста рублей. Экскурсионная группа должна включать не менее пятнадцати человек.
- «Минувший и нынешний век». Благодаря этой экскурсии туристы смогут детально рассмотреть анфилады парадных и гостиных дворцовых залов. Во время экскурсий можно будет увидеть Президентские апартаменты в Константиновском дворце. Фото сделать нельзя, но увиденное надолго останется в памяти. Также экскурсанты смогут посетить те залы, которые предназначены для проведения различных встреч. Посещение комплекса поможет лучше узнать о его истории и работе в наше время. Группа для экскурсий набирается также из пятнадцати человек. Билет стоит триста тридцать рублей, льготы отсутствуют.
- «Шедевры Константиновского дворца». Экскурсия позволяет осмотреть все наиболее важные произведения живописи. Экскурсоводы очень интересно расскажут о графике и декоративно-прикладном и искусстве. Посещение величественных залов также входит в саму экскурсию. Группа должна составлять пятнадцать человек, льгот нет. Билет стоит триста пятьдесят рублей.
- «Русская Версалия». Эта экскурсия проходит только весной и летом. Посетители прогуляются по чудесному парку, осмотрят каналы, гроты, возрожденные аллеи, полюбуются панорамой Финского залива. Билет для взрослых стоит 250 рублей, а льготный – 150 рублей.
- «Коллекция Константиновского дворца». Рекомендуется для взрослых и детей с 6 лет. В программе осмотр экспозиции изделий из стекла, фарфора, малахита. Собирали эти предметы Вишневская и Ростропович. Выкупил эти бесценные шедевры искусства Алишер Усманов, который подарил их музею. Билет стоит 350 рублей для всех категорий граждан.
- «Тайны Санкт-Петербурга».
Во время этой экскурсии посетители ознакомятся с экспозицией «клада Нарышкиных». Здесь представлены:
- Почти полные комплекты наборов посуды.
- Отлично сохранившиеся награды и знаки отличия.
- Вещи декоративно-прикладного искусства.
- Сервизы столовые и чайные.
Группа для экскурсий набирается также из пятнадцати человек. Льгот нет, а стоимость билета — триста рублей.
Строительство Дворца и парка
Для создания дворцово-паркового ансамбля были приглашены известные архитекторы. Начинал проектирование дворца Бартоломео Карло Растрелли, отец Франческо Растрелли, но затем его отстранили от работы и проект был выполнен французским архитектором Жан-Батист Леблоном. В 1719 году он умер от оспы и работу над проектом продолжил итальянский архитектор Николо Микетти. Он обещал Петру I устроить здесь «то, чего еще не бывало на свете». Петр I лично присутствовал при закладке дворца и хотел, чтобы дворцово-парковый ансамбль был лучше Версальского. Н. Микетти решил строить дворец по своему проекту, а каналы и аллеи в основном создаются по замыслу Батиста Леблона. Для работы были привлечены сотни опытных мастеров и рабочих, но уже в следующем году строительство замедляется. Стало ясно, что без насосов фонтаны в Стрельне не создать, а в Петергофе самой природой были созданы для этого условия и Петр I отдает предпочтение своей Северной Версалии, сделав ее парадной загородной резиденцией. В 1723 году Микетти уезжает на родину и строительство продолжается под руководством его учеников, талантливых русских зодчих Михаила Земцова, Тимофея Усова и Петра Еропкина.
Петр I был занят важными государственными делами, а после его смерти возведение дворца и вовсе замедлилось. Были построены стены и перекрытия и в черни строение было завершено к 1726 году. Некоторое время еще обустраивались гроты и террасы, но к 1730 году строительство было законсервировано. Дворец был накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
Через 10 лет строение сильно пострадало от пожара. Чтобы восстановить и достроить дворец и реализовать замыслы Петра I, в 1743–1750 годах дочь императора Елизавета Петровна привлекает к строительству придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Дворец был заново отстроен, строение приобрело пышный вид — его украсили два высоких флигеля, арки и колонны.
Величественный корпус Дворца поднялся на возвышенности недалеко от береговой гряды. Два крыла соединены торжественной тройной аркадой. Группы парных колонн и высокая крыша, фигурный фронтон в центре создают облик, напоминающий венецианские палаццо эпохи ренессанса. Перед Дворцом был разбит один из первых в России регулярный парк, пересекающийся каналами.
Как добраться
Дворцово-парковый ансамбль «Стрельна» находится по адресу: Березовая аллея, 3.
Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими путями. Конечно, удобнее всего доехать до Стрельны на автомобиле. Из центра города до «Дворца Конгрессов» можно добраться за 40–50 минут.
Маршрут из Санкт-Петербурга до Стрельны на карте — Google Maps
Общественный транспорт
Удобнее всего добираться до ансамбля «Стрельна» на автобусах или маршрутных такси, которые отправляются от станций метрополитена. Время пути на них составит около 20–40 минут, в зависимости от загруженности дорог:
- от станции метро «Автово» — автобусы № 200, 210 и маршрутки № 300К, 404К, 424К;
- от станции метро «Ленинский проспект» — маршрутки № 103К, 420К;
- от станции метро «Проспект Ветеранов» — маршрутки № 639Б, К-650А;
- от станции метро «Балтийская» — маршрутки № 404К.
Схема метрополитена Санкт-Петербурга
Андрей Смирнов
Добраться до «Дворца Конгрессов» можно и на электричке. От Балтийского вокзала каждые 20 минут отправляются поезда, идущие в сторону Стрельны, главное не пропустить свою остановку. Электричка — это, пожалуй, самый быстрый способ добраться до дворцово-паркового ансамбля, время пути составит около 20 минут.
Орловский парк, Andrei Naidanov
Такси и трансфер
С комфортом доехать до Стрельны можно заказав такси или трансфер. Вы можете воспользоваться мобильными приложениями от сервисов Яндекс.Такси, Maxim, Gett, или Uber. Комфортабельный трансфер можно заказать через компанию KiwiTaxi. Онлайн-форма для поиска машины представлена ниже:
Дворцово-парковый ансамбль «Стрельна»: видео
Создание дворца
Петр Первый долгое время искал подходящее место для дворцового комплекса. Он хотел, чтобы этот комплекс был величественнее и роскошнее, чем Версаль. С 1709 года великий правитель вынашивал этот план, пока его не осуществил. Проект дворца разрабатывал и представлял великий архитектор из Рима Чиприани Себастьян. Но Петр Первый отклонил его из-за сложности. В дальнейшем были представлены более удачные проекты. За работу принялись два архитектора — Леблон и Растрелли Бартоломео Карло. В итоге из двух профессионалов выбрали одного — Леблона. К сожалению, архитектор умер, так и не закончив проекта. На его место взяли Микетти Николо
В результате Константиновский дворец достроили, он стал самой важной частью комплекса. Важно и то, что дворец полностью соответствует чертежу
Стрельна
Стрельна — это небольшой поселок на южном берегу Финского залива и реках Кикенка и Стрелка (сейчас входит в состав Санкт-Петербурга). По названию последней и была названа деревня Стрельна, впервые упомянутая в Писцовой книге Водской пятины в 1500 году.
В ходе Северной войны, в 1617 году, по Столбовскому миру земли на южном берегу Финского залива перешли Швеции, но позже Россия вернула их себе. Пётр разделил эти приморские земли на участки и раздал их своим приближенным и родственникам для строительства усадеб. Себе же взял землю современного Петергофа и Стрелину мызу, как тогда называли Стрельну, находящуюся в 19 км от Петербурга.
В 1711–1716 годах государь строит здесь деревянный Путевой дворец, рядом с которым была возведена церковь, разбит сад, устроены пруд и огород. Во дворце Пётр останавливался по пути в Петергоф и Ораниенбаум, а также в Кронштадт, где в это время строилась крепость.
В Стрельне Пётр задумал построить ещё и парадную резиденцию «царя морей» — дворцовый ансамбль, лучше, чем в Версале. Он мечтал создать здесь водяные пирамиды, которые будут бить днем и ночью.
Технические проблемы
Изначально Петр Первый хотел этим дворцом затмить все известные мировые достопримечательности. А для этого нужно было, чтобы фонтаны работали днем и ночью, а механизмы, которые обеспечивали ток воды, никогда не подводили. Главной задачей мастеров тех лет было сделать так, чтобы все механизмы могли работать без перебоев и остановок несколько месяцев подряд. Для этого всегда должен быть один уровень воды в накопительной емкости.
Вот тут и возникли проблемы. Из-за их большого количества Петр Первый усомнился в том, стоит ли возводить комплект. Ведь для того, чтобы фонтаны работали в задуманном режиме, нужно было поднять воду до десяти метров над уровнем моря. Если бы это осуществилось, то были бы затоплены две реки — Стрелка и Кикенка. Кроме того, под угрозой затопления оказалась бы вся земля, которая находилась с южной стороны от Петергофской дороги. В итоге из-за одного дворца затопили бы огромную территорию. Проблему можно было решить с помощью гидротехнических сооружений. Но их стоимость была непомерно высокой. Поэтому рациональность возведения взяли под сомнением.
Недалеко от реки Стрельни (чуть западнее первоначально определенного места) существовал ландшафт, который отлично подходил для возведения дворца, в первую очередь, благодаря возможности хорошего подведения воды. Инженер Миних совершил огромную работу и смог доказать, что Константиновский дворец в Стрельне построить, согласно желаниям императора, попросту невозможно. Было не слыхано, чтобы инженер мог перечить императору, но в итоге строительство перенесли в Петергоф. Лишь после смерти Петра Первого отказались продолжать все работы.
Парковая зона Константиновского дворца
Возникший в XVIII веке Нижний парк при смене хозяев менял свой облик. Неизменной остается четкая симметрия, прямые аллеи, геометрическая планировка.
С реконструкцией дворца началось возрождение старинного парка. Посажены новые деревья липы, каштаны, клены, установлена скульптура, украсившая парк. Построены новые фонтаны и водные композиции. Каждая композиция представляет собой букет цветов из лилий, гладиолусов, кувшинок, тюльпанов, ландышей, роз. Любой цветок уникален, он выполнен вручную и представляет собой сложную, гидротехническую систему. Вода поднимается по трубке, которая находится в стебельке и поступает в лепесток, где спрятана форсунка, создающая струю воды. Цветочные композиции выполнены в виде гранитных корзин. Вечером фонтаны подсвечиваются и от этого необыкновенно красивы.
Константиновский дворец в советское время
Советская власть признала Константиновский дворец историческим памятником, но мало, что было сделано для сохранения бесценных коллекций предметов искусства, которые на протяжении двух веков собирали и бережно хранили Романовы.
Историческое здание использовалось для самых разных целей. Так, сначала в нём разместили детскую колонию, затем санаторий и курсы усовершенствования состава ВМФ. В годы оккупации во время Отечественной войны здание было сильно разрушено. Константиновский дворец восстановили курсанты Ленинградского Арктического училища. В 1955 году это учебное заведение разместилось в дворцовом комплексе. В 1990 году два ленинградских училища — Арктическое и Мореходное, были объединены, а историческое здание осталось покинутым.
С этого времени бывшая резиденция, оказавшаяся бесхозной, стала ветшать и разрушаться.