Кносский дворец
Содержание:
- Резиденция королей Кларендон, Великобритания
- Фрески Кносского дворца
- Как добраться до античного города Кносса
- План Кносского дворца
- Великолепие, созданное кносскими ювелирами
- История и архитектура
- Тайны появления лабиринта
- К югу от Кносского дворца
- Минойская керамика
- Кносс, «дышащий» преданьями
- Кносский дворец – история
- Экскурсии для туристов
Резиденция королей Кларендон, Великобритания
Точные координаты
Римляне завоевали Британию у бриттов в 1-м веке до нашей эры. Этот процесс начал Юлий Цезарь, а закрепил Клавдий.
В первую очередь римские захватчики плотно ассимилировались на юге острова. И Кларендонский лес оказался в их числе. В ходе истории он сначала был точкой постоянной охоты, а затем точкой сбора и подготовки армий.
В 1100-х годах место разрослось в богатый парк с лугами, перелесками и лесными пастбищами. Король Англии Генрих II инвестировал огромные деньги в благоустройство территорий, где и начал строить Кларендонский дворец.
Территорию в 20 000 квадратных метров он застроил зданиями, формировавшими закрытый двор. В длину комплекс был около 240 метров, а в ширину 80 метров. Здесь были террасы с садами, витражная часовня и богатые камины.
В 1164 году Генрих II продвигал здесь Кларендонские конституции, которые значительно отделяли Англию от влияния Римской церкви и покровительства Папы.
Руины Кларендонского дворца, 1723
Но попытка не удалась, и тогда дворец стал постоянной резиденцией разных королей вплоть до 1453 года. Тогда там поселился безумный Король Генри VI, который довёл здание до почти непригодного состояния.
За следующие двести лет комплекс полностью увял, и уже на картине 1723 года изобразили только его руины.
Фрески Кносского дворца
В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона.
Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.
Вот пример фрески с растительным орнаментом.
Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала.
А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице
Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.
На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.
Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!
Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.
Тавромахия
Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком
Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый
Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка.
Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты.
По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца.
Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены.
А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом.
От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.
Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.
Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона.
Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.
Что такое мегарон
Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.
На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.
Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица»
Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.
Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона.
Как добраться до античного города Кносса
Самостоятельно добраться до Кносса можно из Ираклиона – столицы современного Крита. В центре Ираклиона расположена автостанция, с которой каждые полчаса курсируют автобусы, доставляющие прямо к главной достопримечательности острова. Туда идут городские автобусы №2, синего цвета (зеленые – междугородние).
Дорога займет около 20 минут и обойдется в 1,5 евро* в одну сторону. Выйти нужно будет на конечной остановке. Сразу неподалеку там расположен Кносский дворец, где находится Критский Лабиринт Минотавра.
На заметку! Стоимость посещения достопримечательности – 15 евро с человека*. Время работы с 8:00 до 19:00. Сокращенные дни с ноября по май – с 8:00 до 15:00.
Альтернативный вариант – купить экскурсию в Кносс. Можно остановить выбор на насыщенной экскурсионной программе. Маршрут экскурсии включает посещение:
- Кносского дворца;
- пещеры Зевса;
- монастыря Кера;
- гончарной мастерской на плато Лассити.
Лабиринт Минотавра на карте Крита
Продолжительность такого тура 8-9 часов. Стоимость поездки от 36 до 50 евро за человека*. Кроме того, придется взять деньги на дополнительные расходы:
- за вход в Кносский дворец – 15 евро;
- за посещение пещеры Зевса – 6 евро;
- по желанию за подъем к пещере Зевса на ослике – 15 евро;
- за вход в монастырь – 2 евро;
- обед в местной таверне обойдется туристам в 10-15 евро ( с одного человека).*
На заметку! Часто туристы не могут принять решение, добраться к главной достопримечательности Крита самостоятельно, или с экскурсией. Поможет путешественникам краткий список преимуществ первого и второго варианта.
Преимущества самостоятельного путешествия:
- значительная экономия средств;
- самостоятельный выбор времени посещения (когда нет наплыва туристов);
- возможность внеплановых остановок (для тех, кто едет с ребенком).
Преимущества экскурсии с гидом:
- талантливый экскурсовод погрузит туристов в мир прошлого, рассказывая историю этих мест;
- гид проведет туристов в определенном порядке, в верной последовательности изучения достопримечательностей.
Познакомиться с планировкой сооружения, забронировать экскурсионный тур и совершить виртуальную экскурсию по Кносскому дворцу можно на официальном сайте. Это адрес Министерства Культуры и Спорта, где содержится подробная информация об экскурсии. В том числе, цены на билеты, время работы и другая дополнительная информация.
План Кносского дворца
Огромный ансамбль строений насчитывал около тысячи комнат, согласно Википедии. Сегодня можно только представить, как мог выглядеть этот роскошный дворец. Хоть большинство помещений и появлялись в здании бессистемно, каждая комната служила по своему назначению.
- Западный двор — основной вход во дворец. Сегодня это и главный доступ к комплексу, откуда начинается экскурсия по покоям Миноса.
- Кулурес — три огромные ямы на входе, вымощенные внутри булыжником. Есть несколько версий их предназначения: в них хранилось зерно или останки после жертвоприношений. Именно эта часть принадлежит к первому варианту дворца.
- Западный портик — галерея, отделанная с восточной стороны росписью с иллюстрациями корриды.
- Коридор с росписью “Процессия” — часть пролета уничтожена. Проход украшали фрески с иллюстрациями молодых людей, которые преподносят дары богам. Коридор также называют “Дорогой процессий”.
- Южный дом — трехэтажное здание, возведенное для главного жреца в 1600 году до н.э.
- Южные Пропилеи — участок прохода процессий, который вел на основной ярус дома. Здесь располагалась легендарная роспись — “Носитель ритона”. В северной части сооружения обнаружены сосуды. Здесь располагался амбар для хранения продуктов.
- Западные кладовые — ряд комнат с кувшинами, которые использовали для сбережения зерна, масла и остальной провизии.
- Тронный зал — знаменитые апартаменты, в которых стояли каменный трон и небольшая ванна для умывания. Стены украшались росписью с грифонами. Над комнатой располагался павильон с копиями работ “Игры с быками”, “Голубая птица”, “Дамы в голубом”.
- Трехчастое святилище — помещение получило такое название из-за того, что поделено на три части. В этом месте нашли таблицы, на которых изображено линейное письмо и глиняные печати.
- Центральный двор — площадь в центре комплекса, вымощенная ровными плитами. Согласно исследованиям, здесь проходили самые крупные мероприятия в городе.
- Фреска “Принц с лилиями” — копия известной работы, на которой изображен парень среди цветов.
- Большая или Парадная лестница — скрепляла четыре яруса здания, два из которых были ниже главной площади.
- Святилище двойных секир — сооружение-символ всеобщего могущества правителя Миноса.
- Мегарон (греч. — большой зал) царицы — широкое помещение с колоннами, где размещалась одна из самых известных дворцовых фресок — “Дельфины”.
- Зал двойных секир — комната, в которой, возможно, располагался мегарон Миноса.
- Мастерская Ремесленника — помещение, где нашли инструменты для шлифовки камня, незавершённые поделки. Недалеко была школа, где преподавали письмо, но есть версия, что также учили и гончарному искусству. В здании нашли ступы для замешивания глины и инвентарь.
- Склад крупных кувшинов — комната, где складывали большие сосуды. Пифосы сделаны еще в 2000 годах до н.э.
- Коридор Затрикия или Шахматный коридор — название произошло из-за обнаруженной здесь игры, которая походила на нарды или шашки. Фигурки были изготовлены из слоновой кости с добавлением серебра и золота.
- Северный вход и коридор — проход, связывающий царские покои с главной площадью. Есть версия, что это развалины старого дворца.
- Гипостильный зал — на табличке перед входом написано “customs” — таможня. Исследователь Артур Эванс полагал, что в этих комнатах досматривали предметы, которые потом попадали во дворец.
- Северный бассейн омовений — помещение, обнесенное колоннами. Подозревают, что в этом месте умывались все посетители, которые попадали в здание через Северный вход.
Театр — площадь, обустроенная лестницами. Между подъемами располагалась платформа — “царское ложе” — с этого места благородный род созерцал спектакли.
Великолепие, созданное кносскими ювелирами
Пожалуй, наибольшего мастерства минойцы добились в ювелирном искусстве: утонченность и оригинальность изделий из золота нельзя перепутать ни с чем. Они были изобретателями, а может, умело переняли у кого-то передовые технологии того времени. Так, критянам было знакомо тонкое искусство грануляции: зернью, почти микроскопическими пупырышками из чистого золота покрывали они свои украшения. И это происходило более чем за тысячу лет до этрусков, которых археологи долгое время считали изобретателями грануляции. А минойские мастера делали уже тогда все как полагается: они не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная необходимые приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерна.
Перстень-печать с изображением танцующих ритуальный танец женщин
Все ювелирные изделия, дошедшие до нас с того времени, бесценны по историческому и художественному значению. Хотя мы никогда не узнаем имен ювелиров, искусство их сохранится навечно.
История и архитектура
Кносский дворец на Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода, располагался в городе Кносс – экономическом и административном центре острова.
Согласно исследованиям, дворец пережил два периода расцвета. Первый относят к 2000-1700 годам до н.э. – тогда дворец был разрушен в результате сильнейшего землетрясения.
Впоследствии, Кносский дворец на Крите был отстроен заново и стал ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев.
На территории дворца обнаружены залы для приемов, покои царской семьи и др.
Второй период расцвета Кносского дворца закончился вместе с извержением вулкана на острове Санторини около 1628-1500 гг до н.э. Тогда огромные волны цунами буквально стерли Минойскую цивилизацию с лица земли. И хотя сам город Кносс впоследствии восстановился, былого величия вернуть уже не удалось.
Сегодняшним своим видом Кносский дворец на Крите во многом обязан археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на этом месте.
Будучи увлеченным, Эванс не только руководил работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части комплекса, за что его впоследствии немало критиковали.
Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан археологу Артуру Эвансу
В своем нынешнем состоянии Кносский дворец на Крите представляет собой комплекс различных построек, сгруппированных вокруг большого внутреннего двора.
Планировка сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.
Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологами обнаружены залы для торжественных приемов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, а также арена для боя быков.
Отдельного внимания заслуживает уникальная система водоснабжения и канализации, являющаяся серьезным достижением минойской цивилизации.
Планировка помещений невероятно запутанная
Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть как обычных людей, так и мифических животных, причудливые растения, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.
Кстати, ученые до сих пор не пришли к единому мнению – был ли дворец резиденцией правителей Крита или религиозным сооружением.
Тайны появления лабиринта
Кносс является крупнейшим из дворцов Минойской эпохи. По классике, в нём находилось большое количество комнат, которые равномерно были расположены вокруг прямоугольного внутреннего сада. Сегодня сохранились только руины фундамента, но и по ним отчётливо можно проследить наличие небольших коридоров, лестниц, маленьких уборных, мастерских и прочих жилых помещений. Лестницы вели к большим комнатам на верхних этажах. Вероятно, когда-то высота дворца составляла около 5 этажей вверх.
Сложно поверить, но уже тогда, во II веке до н.э., была продумана сложная система водостоков, трубопровод и канализация. Стены дворца были украшены красивыми яркими фресками с изображениями сцен сражений спортсменов с быками, наложниц и танцовщиц. А также часто можно было встретить рисунки дельфинов и других животных на одном уровне, олицетворяющих движение и грацию. Внутренняя часть дворца была покрыта белым гипсом, а внешний фасад здания окрашен разными красками и украшен множеством бычьих рогов (священный символ, которому поклонялись минойцы). По некоторым данным, во дворце было 1300 комнат различного назначения.
Если учёные исследуют дворец с точки зрения культурного наследия и архитектуры, то мы с вами знаем Кносс из мифов и легенд Древней Греции. Ведь именно здесь, в извилистых лабиринтах, согласно преданию, состоялся знаменитый бой Тесея и Минотавра. В мифе говорится о том, что в стенах дворца был заключён Минотавр — полубык-получеловек, который наводил ужас на всех местных жителей. В те времена в Афинах очень быстро распространялась чума. А чтобы прекратить эпидемию, древний оракул сказал, что каждый год на съедение Минотавру нужно отправлять 7 юношей и 7 девушек. Многие пытались сразиться с жителем подземелья, но ни один смельчак так и не вернулся. Выбраться из лабиринта было практически невозможно, и убить чудовище тоже никто не мог. Тесей отправился спасать афинян и, благодаря нити Ариадны, смог выбраться из лабиринта, сразившись в подвалах со страшным Минотавром, одержав победу над ним.
К югу от Кносского дворца
Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.
Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.
Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.
Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30).
Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).
Минойская керамика
Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.
Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.
Пифосы — сосуды для хранения продуктов — могут быть до 2 м в высоту
Сосуд в стиле Камарес с изображением осьминога
Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.
Кносс, «дышащий» преданьями
Память о Кноссе хранят предания и легенды, где много надуманного и запутанного, но порой в них отражаются исторические факты. Кносский дворец «дышит» преданиями.
Зевс и Европа
Легенда утверждает, что владыка олимпийских богов Зевс родился и вырос на Крите. В обличье белого быка повелитель украл Европу, которая играла с подругами на берегу моря, и увез на спине на свой остров.
Здесь он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой: у них родилось трое сыновей, младший, по имени Минос, основал Кносс.
Зодчий Дедал с сыном Икаром украсили город. Царь приютил мастера на острове и пользовался его искусством. Дедал вылепил статуи Миноса и его дочерей. Для жены Миноса, Пасифии, изготовил деревянную корову на колесах, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг.
Наказание Миноса
Повелитель богов Зевс и бог морей Посейдон покровительствовали Миносу, за что Посейдон попросил в жертву из стада царя самого красивого быка. Минос пожалел любимца и отдал Посейдону красавца коня.
Рассерженный бог в отместку пробудил у жены Миноса страсть к быку. Женщина втайне от мужа скрылась с предметом страсти в деревянной корове, стоящей на лугу, в результате чего родился Минотавр – человек с бычьей головой, жестокое кровожадное чудовище.
Дедал создал лабиринт, куда Минос поселил Пасифию с Минотавром. Чтобы чудовище безвылазно жило в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников. Раз в 8 лет он просил дань – 14 юношей и девушек.
Царь Минос, не желая посылать на смерть подданных с Крита, приказывал высылать в жертву чудовищу молодых людей с Афин.
Подвиг Тесея
Афинский принц Тесей решил убить чудовище. Отправившись на Крит, Тесей договорился с отцом, царем Эгеем, если победит Минотавра, то при возвращении заменит черные паруса на корабле белыми.
Оказавшись во дворце Миноса, принц очаровал дочь царя, Ариадну. Влюбленная девушка знала, что, победив Минотавра, Тесей самостоятельно не выберется из лабиринта. Ариадна подарила ему клубок, нить которого указала дорогу домой.
Отважный Миноса и вместе с Ариадной отправился на родину. Минос, обещавший дочь в жены богу Дионисию, требовал вернуть Ариадну. Тесей никого не слушал, и боги поняли, что уговоры напрасны. Тогда всемогущие наслали на Тесея проклятье: он, торопясь с невестой домой, забыл про обещание отцу.
Эгей ждал сына на скале и, увидев черные паруса приближающегося корабля, в отчаянии бросился в море. С тех пор море называют Эгейским.
Гибель Дедала и Икара
Когда Тесей вышел из лабиринта, убив Минотавра, Минос запер туда Дедала с сыном, откуда пленники сбежали. Сделав искусственные крылья, отец и сын поднялись в небо, так что царь не мог их вернуть.
Икар погиб, неосторожно приблизившись к солнцу: воск, связывающий перья крыльев, растопился, и Икар упал на землю. За сыном добровольно последовал безутешный отец
Кносский дворец – история
По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.
Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ – го века.
Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.
Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».
Экскурсии для туристов
Античный дворец располагается в 4 км от Ираклиона. Туристические группы доезжают до места на автобусе. Для посетителей с личным транспортом предусмотрена парковка с бесплатным въездом. Памятник архитектуры окружают горы, отчётливо просматривающиеся на фоне голубого неба. Развалины, которые поражают любого туриста, находятся между сосен.
Перед посещением Кносса рекомендуется приобрести карту здания, чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах и помещениях. Кроме того, везде есть таблички с описаниями комнат, коридоров и иных мест дворца.
Путешествуя по территории, туристы как будто перебегают по небольшим ярким островкам со старинными сооружениями. Поскольку придётся много ходить, заранее стоит позаботиться об удобной обуви, достаточном количестве воды и головном уборе, который спасёт от жары.
Обычно экскурсионные группы состоят из 6−10 человек. Можно нанять персонального гида или попутешествовать по территории самостоятельно. Музей открыт ежедневно, но режим работы меняется два раза в год:
- с апреля по октябрь — 8:00 − 19:00;
- с ноября по март — 9:00 − 15:00.
В выходные дни музей всегда закрывается в три часа дня. Стоимость билета составляет 6 евро. Несовершеннолетним гостям вход бесплатный.
При входе на территорию стоит киоск, где можно приобрести карту и путеводитель на нужном языке. Экскурсия обычно занимает несколько часов. В летний сезон стоит приезжать до обеда или после 16.00, чтобы не получить солнечный удар.
После экскурсии недалеко от достопримечательности можно посетить кафе и сувенирную лавку, где продаются интересные вещицы на память о древнем строении.