Храм покрова на нерли

Что посмотреть

Храм стоит в поистине уникальном месте: на заливном Боголюбском лугу, в излучине речки Нерль, на рукотворном холме. Здесь ощущаются чистота, высокая духовность и вдохновение, не случайно возле церкви много художников. Белокаменная настенная резьба в сочетании с вертикальными линиями и небольшим уклоном стен придает строению легкости и воздушности.

В половодье церковь будто плывет по воде: она похожа на белую лебедь, а еще ее сравнивают со свечой, невестой у алтаря и другими романтическими образами.

От небольшого крестово-купольного здания 12 века сохранились квадратный остов-четверик и глава, остальные части были разрушены временем и восстановлены в 19 столетии. Стены строго вертикальны, но из-за тонко подобранных пропорций они как будто слегка наклонены, отчего помещение кажется выше. Внутреннее убранство церкви более чем скромное: фрески были сбиты со стен при реставрационных работах 1877 г., но есть небольшой иконостас с иконами.

Cнаружи сохранились резные настенные рельефы с библейскими фигурами, птицами, животными и масками. В центре изображен царь Давид, читающий псалмы с поднятой в благословлении десницей, рядом — лев, символизирующий княжескую власть, и голубь — знак духа и кротости.

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)

Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского

Иустиновский корпус в монастыре

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня

История

Храмовый ансамбль на дореволюционной открытке

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне.

Монастырь или церковь

Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.

Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.

Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.

Алексей Пичугин пишет:

Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.

Свято-Боголюбский женский монастырь (собор Рождества Богородицы)

Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов

В связи с этим Пичугин допускает:

Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы. Историк также пишет:

[List of illustrations]

  1. The Church of the Intercession on the Nerl. View from north-west
  2. North façade
  3. North façade. Upper part of the central and western sections
  4. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (eastern section)
  5. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (western section)
  6. North façade. Relief on left of central window: Lion
  7. North façade. Reliefs decorating surmounting arch of eastern section: Griffon attacking deer; female masks
  8. North façade. Female mask on left of central window
  9. East façade
  10. East façade. Detail from corbel table of central apse
  11. View of the church from south
  12. South façade. Details from decoration on central section
  13. West façade
  14. West façade. Portal
  15. West façade. Decoration on central section
  16. West façade. Detail from corbel table. Colonnettes with figured consoles (central section)
  17. Stone with part of a carving of a leopard (from annex — no longer extant — of the Church of the Intercession)
  18. Interior. South-western pier. Reliefs depicting lions at bases of vaults
  19. Interior. Lions at base of main vault
  20. Interior. View from west side

On the cover: Griffon attacking deer. Female masks. Detail from decoration on north façade

Как быстро добраться до храма

Чтобы посетить эту достопримечательность, нужно доехать до Владимира, из него — до Боголюбово, а дальше — преодолеть пешком примерно 1,5 километра. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то доехать до Боголюбово можно на электричке. Выход — на станции «Боголюбово».

От станции к церкви ведет дорога, на лугу переходящая в вымощенную плиткой тропинку. Расстояние от остановки до храма составит 1,3 километра, а по времени прогулка займет около 20 минут

Обратите внимание: Боголюбовский луг давно получил статус историко-ландшафтного комплекса, так что уничтожение растений, выбрасывание мусора и прочий вред природе строго караются штрафами

Добраться до Боголюбово из Владимира можно и на автобусах. Выходить надо на остановке «Боголюбово-3». Подойдут следующие маршруты из Владимира:

  • № 3с (отправляется от гипермаркета «Глобус»);
  • № 18с (отправление от остановки «Рябинка»);
  • № 53 (от остановки «Оргтруд — Октябрьская улица»);
  • № 102 (отправляется от автовокзала Владимира);
  • № 107 (отправление от санатория имени Ленина).

Выйдя на остановке «Боголюбово-3», нужно пройти примерно 300 метров в обратном направлении до улицы Вокзальной, по ней пройти к железной дороге, перейти пути и следовать через луг к церкви.

Ранней весной в половодье Боголюбовский луг полностью затапливается и добраться до церкви можно только на лодке. Местные жители перевозят желающих примерно за 100–150 рублей.

Если вы едете на личном авто, то нужно выехать из Владимира по улице Растопчина или Добросельской на восточную окраину города и далее на трассу М7. Следовать по ней, не сворачивая, до Свято-Боголюбского монастыря. Возле него можно поставить машину на бесплатную парковку, пройти до улицы Вокзальной и, следуя по ней и перейдя железную дорогу, двигаться через луг к церкви. Платная стоянка расположена рядом со станцией «Боголюбово».

Также можно добраться сюда на такси из областного центра. Поскольку дорог вокруг церкви нет, то заказывать поездку лучше до станции «Боголюбово». Во Владимире работают «Яндекс. Такси», Gett, Uber, «Максим». Для вызова машины воспользуйтесь мобильным приложением.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Фото: www.photorow.ru

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Как добраться в Боголюбово.

Удобнее всего отправиться в Боголюбово из Владимира. Отличное качество дорожного покрытия, несколько полос для движения и прекрасный вид из окна, вот что ожидает Вас в пути. Удобнее всего добираться до п. Боголюбово на городском автобусе. Из Владимира сюда ходят маршруты № 103, а также 152. Их остановочные пункты находятся у Соборной площади и у Золотых ворот. Село Боголюбово заметно уже издали. Ориентиром служит большой монастырь, который находится с правой стороны от дороги. Здесь и расположена остановка под названием Боголюбово-Центр. Несложно в этом месте найти и железнодорожную станцию. До нее можно доехать по дороге, идущей направо за монастырем. Тем, кто предпочитает путешествовать на автомобиле, надо ехать от Владимира в сторону Нижнего Новгорода по трассе М7 (Волга). Боголюбово является первым населенным пунктом после Владимира. Стоит иметь в виду, что в поселке дорога очень узкая, так что мест для стоянки можно выбрать немного. У самого входа в монастырь расположена бесплатная парковка, но количество мест ограничено.

Внешний облик

Ещё большая неожиданность подстерегает того, кто пытается рассуждать о нынешнем облике Покрова на Нерли как «совершенном». Дело в том, что в древности храм выглядел совсем не так, как сейчас.

Ещё в XIX веке раскопки открыли в земле окружающего его холма некие утраченные архитектурные детали. После исследований середины XX столетия стало окончательно ясно: некогда облик церкви не был столь лаконичным. С трёх сторон её окружала галерея, имевшая на крыше открытое гульбище. Основания этого сооружения сохранились в земле на расстоянии 2,5 метров от нынешних внешних стен. С одной из сторон открытая галерея сменялась сплошной стеной, скрывавшей вход на хоры.

По-видимому, под влиянием осадков открытая галерея со временем разрушилась. Нынешнее же впечатление законченности храма сложилось благодаря обычаю древнерусских мастеров начисто отделывать даже те стены, которые потом оказывались загорожены пристройками.

Иным, более вытянутым, шлемовидным по форме, судя по всему, был в древности и купол.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.

Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.

Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Закрытие обители Церковь покрова на Нерли и музеефикация

В начале XX века Боголюбовский монастырь переживал сложные времена. После революции и Гражданской войны, в связи с политикой нового государства, Покровский храм стал охраняться обществами Владимирской губернии. Постановлением губернатора в начале XX века обитель была закрыта, а храм стал относиться к ближайшему заповеднику.

В 80-е годы XX века государство выделило средства на реставрацию:

  • рабочие очистили белые стены монастыря, заделали выбоины и трещины, стены покрыли специальным составом;
  • была сделана крыша из меди;
  • внутреннее помещение отмыто от слоя пыли.

Впоследствии был восстановлен постамент барабана на крыше, на котором осталась одна узкая башня. Остальные полуразрушенные башни были разобрали. Купол ее напоминал луковицу, что соответствовала правилам русского зодчества, но нарушало исторический факт.

Мастера же не задумались, что разрушают непревзойденное строение, поэтому связали стены Храма железными стяжками, хотя в этом не было необходимости, сбили рельефные фигуры и заменили их гипсовыми. Богослужения под куполом церкви шли несколько раз в год, по церковным праздникам, но в любой день в храме разрешалось ставить свечку.

В начале XXI столетия года в Церкви продолжены реставрационные работы:

  • проведено повторное археологическое исследование пойменного луга;
  • повторно обновлены стены здания;
  • была сделана пешеходная тропа.

Архитектура

Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.

При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.

Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.

Наследие ЮНЕСКО

В конце 90-х годов Храм оказался у Владимирского епископства, как церковное сооружение, не имеющего своего прихода. Несколько раз Нерлинская Церковь предавалась разным приходам. Около 20 лет назад Церковь на Нерли была внесена в списки ЮНЕСКО, как уникальное сооружение российских мастеров, облик которого соответствует критериям оценки исторических мест.

  • Постройка, стремящаяся ввысь, кажется легкой и прозрачной, почти воздушной. Любой человек, увидевший его, не перестает удивляться возможностям человеческого разума.
  • Церковь осталась неповторимым творением, которое прославляло непобедимость русского народа.
  • Здание — последняя религиозная постройка, выполненная во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления Андрея Боголюбского.
  • Воздвигнутая 800 лет, Церковь составляет удивительную гармонию с окружающей природой — озером, лесами, зеленью луга, небом.

Режим работы храма

Храм работает круглый год в ежедневном режиме с 8:0 до 18:00 ч. При посещении рекомендуется соблюдать стандартные правила:

  1. Женщинам принято находиться в храме с покрытой головой, в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой (Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами).
  2. Мужчинам при входе в храм нужно снять головной убор.

На территории храма запрещено:

  1. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, либо под воздействием других средств.
  2. Проносить на территорию наркотические, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие вещества, пиротехнические средства, а также иные предметы, способные причинить вред другим посетителям.
  3. Курить.
  4. Мусорить.

Храм (Церковь) Покрова на Нерли

«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.

Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Удивительные факты о Церкви Покрова

По легендам считается что церковь названа в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы. Но современные историки утверждают, что этот день (14 октября) начал отмечаться только через 200 лет после сооружения храма. Соответственно, молельня была посвящена не празднику, а самой деве Марии.

Однако некоторые учёные выдвигают гипотезу посвящения храма Спасу и Пресвятой Богородице, связанного с чудом, произошедшим с Андреем Боголюбским. Во время сражения с волжскими болгарами 1 августа 1164 года, когда от икон Спасителя и Божьей Матери стали исходить ослепительные лучи. Русичи, благодаря заступничеству Богородицы, победили иноземцев.

Также, по одному из сказаний, для строительства зданий комплекса использовался белый камень, который вывозили из завоеванного князем Андреем Боголюбским Булгарского царства. Но современные исследования минералогического состава стен и фундамента сооружения показали, что материалом для них служил камень из окрестностей Владимира.

Популярное за 7 дней

5 фраз апостола Иоанна Богослова, открывающие глаза слепым, уши неслышащим, исцеляющие больных
21.05.21 09:00

Митр. Антоний (Паканич): Псалом, который следует читать в болезнях и страданиях
18.05.21 14:46

18 мая — день памяти великомученицы Ирины Македонской
18.05.21 07:28

Почему Бог забирает лучших и молодых внезапно?
17.05.21 13:30

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22.05.21 08:05

Цветы Яна Брейгеля
18.05.21 15:06

Митр. Антоний (Паканич): Если мысленно желаешь страшной смерти ближнему, ты уже убил его в своем сердце
22.05.21 16:47

Должен ли православный быть вежливым с окружающими или это лицемерие?
17.05.21 12:35

Что такое филиокве?
19.05.21 11:22

Патриарх Сербский Порфирий обратился к православным Украины
21.05.21 09:38

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector