Please update your Flash Player to view content.
ШПИЦБЕРГЕН РУ - Главная Чтиво Шпицберген во время второй мировой войны
Шпицберген во время второй мировой войны PDF Печать E-mail
Добавил(а) Super Administrator   
04.07.10 22:13

На самом деле, немного информации по данному периоду есть в библиотеках, но я нашел достаточно подробное описание тех исторических событий... Предлагаю и вам ознакомиться с материалом.

Евгений администратор сайта. 

Норвегия, как и в период, первой мировой войне стремилась сохранить нейтралитет и в начавшейся мировой войне. Но это ей не удалось.

1 марта 1940г. В Берлине была подписана директива по подготовке захвата одновременно Норвегии и Дании. На выполнение этой операции был задействован практически весь военно-морской флот Германии.

Вторжение в Норвегию началось 9 апреля 1940г. в 4часа 15минут 10 июня 1940г. Король Норвегии Хокон VII и правительство выехали в Великобританию. Норвежская армия прекратила сопротивление и сложила оружие.

В этот период  кое-кто в Норвегии исходил видимо из того, что ее оккупация не коснется Шпицбергена и что все останется по-прежнему. Поэтому закупали для Норвежских шахт продовольствие, оборудование, обсуждали планы  увеличения  добычи угля, возможного роста цен на уголь в связи с войной. Проектную мощность шахты №1 намечалось достигнуть летом 1940г. Усиленно велись работы в районе Свеа, планировалось увеличить добычу в Ню-Олесунне. Норвежской компании «Стуре Ношке» было приказано продолжать добычу угля и его отгрузку в Норвегию. Оккупационные власти, само собой разумеется, ничего не имели против того, чтобы как можно больше угля поступало со Шпицбергена на материк. Это было только в их интересах.

Но надежды на то, что фашистская Германия, имея в своем распоряжении морские и воздушные базы на побережье Северной Норвегии, не заинтересована в использовании баз на Шпицбергене, были беспочвенны.

В середине 1940г., когда гитлеровские войска оккупировали Северную Норвегию, немецкие офицеры стали регулярно появляться на норвежских шахтах на Шпицбергене. Военная машина Германии, переведенная на рельсы  форсированной подготовки к войне против СССР, нуждалась высококачественном  шпицбергенском угле. Однако вскоре поставка  со Шпицбергена в оккупированную немцами Норвегию значительно уменьшилась, а затем  прекратилось совсем. Решающая роль в этом принадлежала патриотически настроенным норвежским  шахтерам, которые  одни из первых  в Норвегии включились в борьбу с нацистами. Многие  из шахтеров стали активно искать пути влиться в ряды норвежских борцов и с оружием в руках сражаться за освобождение своей Родины. Вместо Норвегии многие суда, нагруженные углем,  брали курс в Великобританию. Рабочие и служащие  компании захватили ледокол «Исбьерн» и пытались угнать его в Исландию, чтобы затруднить погрузку угля в Норвегию. В апреле 1941г. шахта №2 была выведена из строя в результате возникшего подземного пожара.

В июне 1941 г., после нападения Германии на СССР, архипелаг Шпицберген и омывающие его Гренландское, Норвежское и  Баренцево моря становятся театром военных действий. По приказу нацистов прекращается морское сообщение между материком и Шпицбергеном. Оставшееся население в норвежских шахтерских поселках обрекается на голодное существование.

Если бы немецко-фашистские войска установили контроль над архипелагом. Они создали бы здесь свои военно-морские и военно-воздушные базы. Тогда конвои. Следующие в Советский Союз через Норвежское и  Баренцево моря, при проходе между Нордкапом и Шпицбергеном подвергались бы нападению и с юга (с побережья Норвегии), и с севера, т. е. с баз на архипелаге.

Понимая важное стратегическое значение Шпицбергена, командование вермахта стремится к тому, чтобы  создать на архипелаге военные базы, организовать службу прогноза погоды. Осенью 1941 г. в Лонгиербюене высадился немецкий отряд. Но в мае следующего года он был разгромлен норвежскими патриотами, а созданная отрядом база ликвидирована.

Правительство Великобритании и норвержское правительство в Лондоне контролировали положение на Шпицбергене  и его прибрежных водах до осени 1941г. Норвежский лейтенант Р. Тамбер  являлся военным комендантом Шпицбергена. Это в значительной мере способствовало усилению контроля судов в Шпицбергенском  регионе.

В первых числах  сентября 1941г. все население норвежских поселков Лонгиербюен, Свеагруве,  Ню-Олесунн было эвакуировано и доставлено в Северную Англию. Эвакуация производилась английскими военными кораблями, которые имели на борту небольшие воинские подразделения, состоящие из военнослужащих Норвегии и Канады. Угольный  склад и шахтное оборудование в Люнгиербюене были уничтожены.

Накануне войны на Шпицбергене ежегодно добывалось до 600 тыс. т угля, более половины -советскими шахтерами.

К началу Великой Отечественной войны действовали  все три советские шахты. Несмотря на частые полеты над островом вражеских самолетов, до самой эвакуации шахты работали нормально.

Последний советский пароход, груженный  углем, вышел в море в первый день войны – 22 июня 1941 года.

В архиве «Арктикугля» сохранился отчет управляющего трестом Ивана Федоровича Наумкина об эвакуации. В этом документе почти полувековой давности всего 17 страниц. Но в них лаконичным языком человека, ответственного в то тревожное время за судьбы почти двух тысяч советских шахтеров, с документальной точностью рассказано о мерах принятых Советским правительством по ускорению эвакуации судами английских военно-морских сил о состоянии горного хозяйства шахт, о твердости духа советских людей, застигнутых войной вдали от Родины, на ледовом архипелаге.

Невозможно без волнения читать эти пожелтевшие страницы. Трудно удержаться от желания хотя бы кратко передать содержание этого уникального документа.

Шахты бесперебойно работали до 23 августа включительно. По состоянию на 24 августа включительно. План добычи угля с начало 1941г. трестом был выполнен на 100,4%.

 О предстоящей эвакуации руководству треста было сообщено примерно за неделю. За это время все ценное оборудование, технические грузы, остатки продовольствия были укомплектованы и подготовлены к погрузке на суда. Совместно с консульством СССР на Шпицбергене  был разработан детальный план эвакуации каждой шахты. Однако этим планом  не суждено было  осуществиться.

25 августа 1941 г. в 6 часов утра над Баренцбургом  появились английские самолеты-разведчики. Через некоторое время в Исфьорд вошел  крупный военный транспорт в сопровождении двенадцати кораблей охраны.

Командование английской эскадры предъявило И.Ф. Наумкину письмо посольства  СССР в Великобритании, в котором  сообщалось, что все проживающие на архипелаге, вывозятся на Родину по решению Советского правительства средствами английского военного флота. Руководству  треста  предлагалось выполнить  распоряжение командира эскадры.

Англичане не согласились с планами эвакуации шахт, предложенными руководством  треста  и осуществили его по своему плану. Трудящимся шахты «Баренцбург» было предложено  со своими личными вещами  занять места на корабле в течении 20 часов, шахт «Грумант» и « Пирамида» - в течении 6 и 3 часов соответственно. Посадка  трудящихся  производилась на всех трех шахтах одновременно.

Англичане категорически отказались взять на борт подготовленные к отправке технические грузы, оборудование и продукты. Свой отказ они объяснили военной обстановкой, небезопасным плаванием в Баренцевом море, возможностью встречи в открытом море с немецкими судами или самолетами.

В связи  с этим 150 т. продовольствия пришлось спрятать  в горных выработках, а грузы оставить на шахтах.

Коровы и свиньи были забиты англичанами для своих нужд, лошади убиты.

В Баренцбурге расположился английский десант.

26 августа корабли покинули Шпицберген. На борту транспорта « Королева Канады»находились 1953 человека, в том  числе 1555 мужчин,326 женщин и 72 ребенка. Среди них  были сотрудники консульства СССР на Шпицбергене и ученые.

По прибытии в Архангельск трудящиеся шахт в соответствии с указанием Наркомата угольной промышленности  СССР были  отправлены в  Сызрань, Ульяновск. Свыше 400 человек остались в Архангельске.

И несколько дополнений к сказанному из воспоминаний одного из очевидцев  этих тревожных событий бухгалтера С. Барановой, проработавшей в шахтах и в тресте «Арктикуголь» около 30 лет: «Чего не вычеркнешь из воспоминаний, так это 1941 год. Работали, соревновались. Боролись за выполнение  плана, выполняли обязанности, возложенные на каждого, и вдруг тревожное известие: « Война»! Трудно передать наше состояние – ведь мы были оторваны от Большой земли. Несколько дней находились в неведении. По радио не могли услышать  - в эфире  тоже была война: радиопередачи глушились…  (через несколько дней, когда удалось  установить устойчивую радиосвязь с большой землей, первое, что передали  с рудников, было сообщение в Москву  о переводе  в фонд обороны 1,5 млн. руб.  шахтерами Груманта и Баренцбурга). Однажды рано утром услышали гуд самолета. Он сделал несколько кругов над рудником, и мы его хорошо рассмотрели – это был английский  самолет ( как потом узнали – разведчик).Покружив над поселком, он улетел.… Через  некоторое время после  «визита» самолета, показались военные корабли.

…К  нашему поселку приблизился миноносец, и с него сошли на берег несколько человек. Управляющий трестом Иван Федорович Наумкин пригласил прибывших к себе в кабинет. Оказалось, это были английские корабли и пришли они, чтобы нас эвакуировать. Вскоре появилось громадное транспортное судно.… Покидали мы остров под охраной военных кораблей и подводных лодок.

 

На траверзе острова Медвежий фашисты предприняли попытку потопить транспорт « Королева Канады», на котором  как им было хорошо известно, находилось около 2000 трудящихся советских шахт, женщины и дети. Но атака была успешно отбита кораблями охраны. Одна подводная лодка нацистов была потоплена.

Через несколько дней шахтеры прибыли в Архангельск. Отсюда многие отправились на фронт, на шахты Урала и других бассейнов страны»

В подготовке и проведении эвакуации населения советских поселков принимали участие посол СССР в Великобритании И. М. Майский, атташе посольства Павел Ерзин, работники консульства СССР на Шпицбергене.

Опустевший полярный архипелаг к осени 1941г. фактически полностью был взят под контроль немецким командованием. На архипелаге и острове Медвежьем были сооружены временные запасные аэродромы. Во фьордах Шпицбергена укрывались немецкие подводные лодки. На многих островах архипелага были установлены метео и радиостанции.

За период с 1941 г. по 1945 г. фашисты направили на Шпицберген  около 10 экспедиций. Германский генеральный штаб получил возможность составить довольно полное аэрографическое описание архипелага, в том числе острова Медвежий.

Эмигрантское правительство Норвегии по инициативе руководство компании « Стуре Ношке» и при поддержке английских властей в начале 1942 г. приняло решение послать на архипелаг экспедицию с целью устранения возможностей использования немецкими оккупантами в военных целях норвежских и советских поселков, предотвращения их разрушения, сохранения горных предприятий и шахтного оборудования, проведения подготовительных работ по восстановлению горного хозяйства шахт и организации добычи угля.

С учетом характера указанных задач, в состав экспедиции были включены рабочие и специалисты угольных шахт, радисты, метеорологи, солдаты и офицеры.

Руководителем экспедиции был назначен  технический директор компании « Стуре Ношке» Эйнар Свердруп, один из ветеранов угольного рудника Лонгиербюен (Свердруп работал здесь более 20 лет начиная с 1922 г.).

Экспедиция вышла из Шотландии на двух кораблях. В ее  распоряжении находились шхуна « Селис», предназначенная для плавания, в ледовой обстановке, а также ледокол  « Исбьерн», который, как упоминалось выше, был захвачен и угнан со Шпицбергена шахтерами – антифашистами.

13 мая 1942 г. корабли достигли побережья Шпицбергена и вошли в горловину Ис-фьорда. На следующий день Свердруп принял решение войти в Грён – фьорд и сквозь 60 –сантиметровый лед попытаться пробиться к причалу Баренцбургского порта.

Однако маломощные корабли не смогли преодолеть ледовую перемычку и оказались в ледовом плену всего в 1,5 -2 км от берега. В начале следующего дня экспедиция была обнаружена немецкой авиацией и уничтожена.

« Исбъерн» затонул от прямого попадания авиабомбы, шхуна сгорела от пулеметного обстрела. Погибли 12 норвежских патриотов. Их трагическая  участь разделили и руководитель  экспедиции Эйнар Свердруп.

Оставшиеся в живых норвежцы смогли высадиться на лед и добраться до Баренцбурга. Расположились они в уцелевших  домах. В горных выработках  шахты и на складах нашли достаточное количество продуктов – запасы, оставленные советскими шахтерами , что сыграло немаловажную роль в их борьбе с нацистами.

Благодарные потомки увековечили память с верном сыне Норвегии,  Эйнаре Свердрупе,  установив ему памятник в Лонгиербюене. Норвежцы ввели в действие радиостанцию. И теперь регулярно  - через каждые 4 ч в Великобританию стали поступать сведения о гарнизоне, метеоусловиях и действиях немецких морских судов и авиации.

В начале июля 1942 г. на Баренцбург прибыли еще 100 норвежских военнослужащих  и шахтеров. Кроме  того, на английском крейсере  были доставлены военная техника и снаряжение. Около 20 десантников были высажены в норвежском поселке Свеагруве.

Баренцбургский гарнизон немцы подвергали частым бомбежкам. В результате большинство жилых зданий и производственных объектов было разрушено и сожжено. Однако норвежцы не прекращали борьбу. В конце июля они   предприняли высадку десанта в Логиербюене. Расположившиеся там немецкие солдаты и метеорологи были вынуждены покинуть поселок на гидроплане. В качестве трофеев норвежцы захватили здесь метеостанцию и бомбардировщик « Юнкерс -88». После этого норвежским десантникам удалось уничтожить радиостанцию немцев и в Кросс – фьорде.

 В середине августа баренцбургский гарнизон принял бой с немецкой подводной лодкой, проникшей в Грен –фьорд , а 20 августа им удалось сбить бомбардировщик в районе Лонгиербюена.

 Теперь норвежские гарнизоны размещались не только в Баренцбурге, где находилась их основная база, но в Лонгиербюене, Свеагруве и на мысе Хеер.

В Лонгиербюене полным ходом шла подготовка  шахт к добыче угля, осуществлялись подготовительные работы и на шахте « Свеагруве». План этих работ разработан Свердрупом.

В октябре 1942 г. в порт Баренцбург прибыл английский крейсер, на борту  которого находился военный губернатор Шпицбергена Э. Улларинг. На крейсере норвежцы доставили три корабельных орудия, снятые с норвежского миноносца « Слейпнер». Одно из низ было установлено в Лонгиербюене, а второе- в окрестностях Баренцбурга.

Замена экспедиции состоялась в июне 1943 г., когда английские корабли доставили на Шпицберген  очередной отряд норвежцев в составе 150 человек во главе с новым военным губернатором Шпицбергена Бредсдорфом.

На указанных кораблях сюда прибыли также председатель правления компании «Стуре Ношке» Рекстер и ее административный директор Богер. Основной их задачей было как можно скорее организовать добычу угля на шахтах Лонгиербюена и Свеагруве. В  решении этой сложной задачи им помогало военное командование экспедиции.

Для ускорения работ эмигрантское норвежское правительство намечало послать на Шпицберген дополнительно 160 рабочих и специалистов. Отправка их из Великобритании планировалась в середине сентября 1943г. Но последующие события помешали этим планам.

Шел июль 1942 г. В далеких полярных широтах, из Исландии и Шотландии, мимо Шпицбергена протянулась зыбкая трасса, по которой в героический Мурманск шли конвои кораблей союзников с грузами для нашей Родины.

На перехват этих конвоев в глубокие фьорды Норвегии была отправлена армада самых мощных надводных кораблей. Лидировал среди них линкор «Тирпиц» - последнее достижение немецкой науки и техники в области военного кораблестроения.

Немцы были уверены в том, что армада надводных кораблей и многочисленные « волчьи стаи» подводных лодок преградят путь конвоям. Но благодаря героизму советских моряков – полярников, летчиков, и моряков торгового флота, мужеству экипажей американских и английских кораблей, о трагической судьбе которых более 40 лет спустя В.С. Пикуль напишет свой обжигающий болью « Реквием каравану PG -17».

И в этот же день « Тирпиц» атакует советская подводная лодка под командованием Героя Советского Союза Н.А. Лунина. Пущенные четыре кормовые торпеды сделали свое дело. Линкор укрылся во  фьордах и появился  в море только в сентябре 1943 г. Чтобы  поднять боевой дух команды, затронутой  разложением, гросс – адмирал Дениц  принял решение направить «Тирпиц» к далеким берегам Шпицбергена.

В середине сентября линкоры « Тирпиц» и «Шанхорст», сопровождаемые 10 эсминцами, подошли к архипелагу. Они расстреляли в упор советские поселки Баренцбург и Грумант, а также норвежский Лонгиербюен. Здесь на Шпицбергене «Тирпиц» первый и последний раз за всю войну действовал орудиями главного калибра. Исполинские снаряды  разрушали дома, больницы, шахты, оборудование.

Немцы высадили десант, который заминировал и взорвал штольни шахт, жилье, метеопосты,  объекты подсобных хозяйств. 70 норвежцев были взяты в плен.

Норвежский гарнизон сражался мужественно. Однако силы были слишком не равны. Поселок Свеагруве был уничтожен  немецкой подводной лодкой. Оставшиеся в живых участники экспедиции в октябре  1943 г. были вывезены в Англию. До окончания войны  на Шпицбергене оставался лишь не большой норвежский гарнизон, первая смена которого прибыла в октябре 1943 г. и состояла из 64 человек, в том числе 7 офицеров. Следует подчеркнуть,  что ведение Германией военных действий  на Шпицбергене и в омывающих его водах было грубейшим нарушением Парижского договора о статусе архипелага.  

О войне в этих местах напоминают обелиски, установленные в честь норвежских и советских воинов, павших в боях с гитлеровцами. Один из них на острове Надежда увековечил подвиг моряков советского парохода « Декабрист», который в начале войны доставлял военные грузы с Американского континента в Мурманск.

В ноябре 1942 года он следовал из Канады в Советский Союз. В самом опасном месте – между островами Западный Шпицберген и Медвежий – его атаковали фашистские самолеты – торпедоносцы. Поврежденный « Декабрист» сутки держался на плаву, ведя борьбу с непрерывно атакующими вражескими самолетами. Получив   множество пробоин, он затонул в 60 милях от острова Надежда.

В дни празднования 30 – летия  Дня Победы дизель-электроход « Индигарка» доставил на остров Надежда мраморный обелиск. В присутствии консула СССР на Шпицбергене, делегации треста «Артикуголь» и Мурманского морского пароходства состоялось открытие памятника. На русском и норвежском языках на нем золотом начертаны слова: « Морякам советского парохода « Декабрист», героически погибшим в борьбе с немецко  - фашистскими захватчиками.1942 г.»

 

 

Просмотров: 9510
Последнее обновление 04.07.10 22:20
 
При полном или частичном использовании любой информации и фотоматериалов гиперссылка на сайт "Шпицберген ру" обязательна.